Федеральная налоговая служба (ФНС) временно приостанавливала для нескольких крупных банков возможность дистанционно предоставлять клиентам услугу по регистрации ИП и ООО, узнал РБК. Так, в пятницу, 24 мая, Сбербанку и ВТБ была недоступна удаленная регистрация юрлиц для клиентов, рассказали РБК два источника на финансовом рынке.  Один из которых уточнил, что мера также коснулась Альфа-банка, однако представитель банка опроверг информацию. Другой источник на банковском рынке уточнил, что Сбербанк и ВТБ позже настроили работу сервиса.

Проблема, возникшая между ФНС и банками, не отразилась на клиентах, но подняла важную тему, с которой многие россияне сталкиваются при регистрации ИП —  настойчивые звонки от банков с предложениями различных дополнительных услуг. Некоторые крупные банки временно были исключены из сервиса ФНС из-за нарушения правил подключения: они рекламировали свои услуги физическим лицам, которые регистрировали свой бизнес самостоятельно на сайте налоговой службы, утверждает один из источников РБК.

Представитель налоговой службы не раскрыл информацию о конкретных действиях ФНС в отношении банков, но уточнил, что в ходе мониторинга банкам может быть временно ограничен доступ к сервису электронной регистрации юридических лиц и ИП. Однако он отметил, что после того, как банки устранят проблему, доступ к API-сервису восстанавливается.

В требованиях ФНС есть пункт, запрещающий рекламировать услуги по открытию расчетных счетов для физических лиц, которые сами обращаются за регистрацией своего бизнеса в налоговую без участия банков. В результате этого участникам рынка в сущности запрещается контактировать с такими клиентами с помощью звонков, почтовых отправлений, сообщений в популярных мессенджерах и по электронной почте, а также через уведомления в банковских приложениях.

«Цель этого условия — оградить заявителей от навязчивых телефонных звонков в интересах банков сразу после создания юридического лица или индивидуального предпринимателя. Такие звонки с предложением открыть счет вызывают негатив у представителей нового бизнеса, которые считают, что их номера телефонов передали банкам без их согласия», — уточнил представитель ФНС. Он подчеркнул, что налоговая служба «не передает информацию о номерах телефонов компаний без согласия заявителей».

Кроме того, у налоговой службы есть возможность в любое время проверить соблюдение банками-пользователями правила и протоколов информационного обмена с сервисом. В случает, если служба находит нарушения, она может приостановить доступ банка к сервису, выдать ему предписание и потребовать устранить нарушения в течение 30 дней. Если банк все не исправит или же повторно будет допущено нарушение в течение года, ФНС может и вовсе отключить его от сервиса.