35% руководителей промышленных компаний считают ослабление курса рубля одним из сильнейших ограничений для промышленного роста. Это максимальная доля с января 2016 года, следует из доклада Института Гайдара, с которым ознакомились в РБК.

Так, год назад, в октябре 2022 года, слабый рубль считали проблемой лишь 6% опрошенных. Предыдущее рекордное значение (36% ответов) было зафиксировано в начале 2016 года, когда курс доллара США впервые превысил 75 рублей. Сейчас, в октябре 2023 года, ослабление рубля оказалось на четвертом месте среди самых распространенных проблем для промышленного роста, которые отмечают компании. Как поясняется в докладе, в промышленности сохраняется зависимость от импортного оборудования, которое дорожает на фоне ослабления рубля. Производители отмечают, что нуждаются в укреплении рубля для снижения издержек (82% предприятий), увеличения инвестиций (около 66%) и роста внутреннего спроса (также 66%).

Однако валютный курс — не единственная проблема, которой обеспокоены промышленники. Так, на первой строчке находится дефицит кадров (на него указали 57% респондентов) — эта проблема особенно обострилась после начала санкционного кризиса. До этого самым волнующим промышленников фактором была «неясность текущей экономической ситуации и ее перспектив», которую они отмечали с начала 2022 года. Сейчас эта проблема находится на втором месте (43% опрошенных). Тройку «лидеров» замыкает внутренний платежеспособный спрос, который беспокоит 38% респондентов.

В июле-августе наблюдалось значительное ослабление рубля. Так, 14 августа 2023 года доллар США на торгах Московской биржи превысил «психологически важную» отметку в 100 рублей (последний раз американская валюта торговалась на таких значениях в марте 2022 года). Всего с начала августа рубль ослаб по отношению к доллару на 9%, а с начала года — более чем на 20%. Чтобы «поддержать» курс рубля, Банк России уже два раза повысил ключевую ставку (сначала до 12%, а потом до 13%), а президент Владимир Путин ввел обязательную продажу валютной выручки экспортерами.