Из текста указа следует, что параметры обязательных продаж для стабилизации курса рубля должно установить правительство. А в целом меры по обязательной репатриации выручки вводятся для повышения прозрачности и предсказуемости валютного рынка, а также для ограничения валютных спекуляций, говорится в комментарии первого зампреда правительства Андрея Белоусова. Он считает, что для добросовестных игроков они «не станут обременительными».

Согласно указу «отдельные компании» обяжут:

  • Продавать валютную выручку в ближайшие шесть месяцев на российском рынке в объемах и сроках, которые будут установлены правительством. Соответствующее распоряжение планируется принять в суточный срок.
  • Представлять в ЦБ и Росфинмониторинг индикативные планы-графики по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем рынке.
  • Допустить к данным уполномоченных представителей Росфинмониторинга, задачи которых мониторить и обеспечивать соблюдение компаниями правил валютного регулирования.

В указе президента есть перечень экспортеров, которых коснутся данные меры. Он состоит из 43 групп компаний, относящихся к отраслям топливно-энергетического комплекса, черной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности, зернового хозяйства.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уточнил, что экспортёры должны будут зачислять на свои счета в уполномоченных банках заработанную иностранную валюту (его слова цитирует «Интерфакс»). При этом валюту экспортёры должны будут продать на внутреннем рынке той страны откуда он поступил.

Долю валюты, которая будет подлежать обязательной продаже, установит правительство, отметил Песков. И добавил, что кабмин в течение семи дней примет акты, которые и необходимы для реализации данного указа, а также уведомит экспортёров о включении их в перечень.

«Все зависит от итоговых объемов и жёсткости, эффективности контроля. Но участие Росфинмониторинга позволяет рассчитывать «на успех»», — пишет в своем телеграм-канале экономист Дмитрий Полевой.

Продажи валюты экспортерами к валютной части экспорта упали с 55-75% во втором полугодии 2022 года до 35-45% в 2023. Но по отношению к валютному импорту снижение с 70-100% до примерно 40%, указал он. «То есть не столько экспорт продает меньше, но и импорт требует валюты сильно больше. Экспортеры проблему курса помогут решить, но их издержки возрастут». — считает он. По его мнению, успешность мер будет зависит от параметров обязательной продажи экспортной выручки.