В первой половине 2023 года судебные приставы признали обоснованными почти 15% жалоб россиян на действия коллекторов — это в два раза больше, чем в начале текущего года, и максимальное значение с 2019 года, следует из данных Федеральной службы судебных приставов (ФССП), с которыми ознакомился «Коммерсантъ».

Одновременно увеличилось и общее количество таких жалоб: так, за шесть месяцев 2023-го граждане подали почти 31 тысячу обращений, что на 15% больше, чем в январе-июне прошлого года.

Эксперт проекта «За права заемщиков» Александра Пожарская связывает эту тенденцию с ростом просрочки по кредиту, которая провоцирует развитие конфликта между взыскателем и должником. По ее словам, эксперты правозащитного проекта отметили «уверенный тренд на рост просрочки» осенью прошлого года. «Поэтому вполне логично, что вместе с количеством дел, переданных на досудебное взыскание, к лету стало увеличиваться и количество жалоб», — пояснила Пожарская. В качестве одной из причин увеличения числа жалоб она также называет повышение информированности населения о возможности сообщить ФССП о нарушениях при взыскании долга.

Кроме того, недавно в России приняли закон о введении уголовной ответственности (лишение свободы на 10 лет) за незаконную деятельность при взыскании долгов: в частности, применение насилия, порчу имущества, клевету, угрозы и шантаж со стороны коллекторов. В мае правительственная комиссия также одобрила законопроект, по которому судебные приставы смогут требовать у операторов сотовой связи данные о звонках коллекторов должнику и запрашивать доступ к кредитным историям россиян. По словам авторов законопроекта, он направлен на защиту интересов граждан и расширение контроля над деятельностью коллекторов со стороны судебных приставов.