Страны G7 пока не выработали однозначного решения по использованию замороженных средств российского Центробанка, однако договорились вместе подумать об этом еще три недели — и предложить все возможные варианты к саммиту в Апулии 13-15 июня. Об этом говорится в официальном коммюнике по итогам встречи финансовых министров G7, прошедшей в эту пятницу, 24 мая, в Стрезе (Италия). 

“Мы призываем предпринять дальнейшие шаги для обеспечения возможности  использования [замороженных средств РФ] <…>  Мы просим наших министров [финансов] продолжить работу и до саммита в Апулии представить обновленную информацию обо всех возможных путях использования иммобилизованных российских суверенных активов для поддержки Украины в соответствии с нашими правовыми системами и международным правом”, — говорится в заявлении. В нем также подчеркивается, что активы российского Центробанка в западных юрисдикциях будут оставаться заблокированными “до тех пор, пока Россия не заплатит за ущерб, нанесенный ею Украине”. 

Творческий подход 

Западные СМИ описывали царящее на встрече в Стрезе настроение как “оптимистическое”: по данным Financial Times, все участвовавшие министры стран G7 сходились во мнении о необходимости мобилизации средств для помощи Украине. 

Одной из центральных тем встречи министров стало предложение США по выпуску долговых инструментов для финансирования восстановления Украины, обеспеченных будущими доходами от использования российских суверенных средств. В разговоре с FT, министр финансов США Джанет Йеллен сказала, что надеется, что министры финансов поддержат эту идею. «Если этот общий подход получит широкую поддержку как конструктивный, мы постараемся проработать несколько ключевых деталей в течение следующих нескольких недель», — сказала Йеллен. 

Впрочем, по словам официальных лиц, многие основные моменты такого сценария пока остаются под вопросом. В частности, пока не понятно, кто будет выпускать такие долговые обязательства  — только США или G7. Также не ясно — как они будут обеспечены — государственными гарантиями или базовыми активами ЦБ РФ, и как они будут погашаться в случае, если будущие прибыли не будут реализованы. Йеллен также признала, что не известно, куда пойдут средства — напрямую Украине, или сначала в европейский фонд или Всемирный банк, а уже потом в Киев. Даже суммы и сроки пока неясны, поскольку это будет сильно зависеть от динамики процентных ставок, добавила Йеллен. Ранее она говорила о возможности выделения таким образом $50 млрд. 

Европейские чиновники также скептически оценивают шансы на выпуск долговых обязательств до осени, в том числе потому, что схема потребует единогласной поддержки всех стран ЕС. «Это нелегко. Центральные банки проявляют некоторую нерешительность, — сказал министр финансов Италии Джанкарло Джорджетти. — Но мы должны упорно работать над этим и проявлять творческий подход», — добавил он.

Всемирный банк согласен 

Упомянутый Джанет Йеллен Всемирный банк позже подтвердил агентству Reuters решимость взять на себя управление кредитом G7 для Украины, обеспеченным будущими доходами от средств ЦБ РФ. 

Так, президент Всемирного банка Аджай Банга заявил агентству, что он «абсолютно» открыт для управления кредитным фондом G7 для Украины, правда, при условии, что он будет создан для невоенных целей. Банга сказал, что Всемирный банк имеет большой опыт в управлении подобными невоенными фондами, включая фонд для Афганистана. По его словам, он мог бы «повторить» эту работу для помощи Украине. Впрочем, с его слов, официально по этому поводу к нему не обращались ни Йеллен, ни другие министры финансов стран G7. «Все, что я знаю, это то, что если они решат дать нам кредит [на управление — прим. FM], буду ли я готов? Да», — сказал Банга. 

По словам Банги, Всемирному банку запрещено выделять средства на военные цели ни напрямую, ни косвенно – через финансовые фонды. В настоящее время Всемирный банк уже управляет средствами в размере около $42 млрд, выделенными на поддержку экономики Украины, в основном странами-союзниками. «Эти деньги пошли в украинскую систему на выплату зарплат учителям, административным работникам и чиновникам, на школьное питание, учебники и тому подобное», — сказал Банга.

Согласно февральской оценке Всемирного банка, ущерб, нанесенный Украине в результате вооруженного конфликта, составил $486 млрд. Глава организации Аджай Банга сообщил Reuters, что эта цифра, вероятно, будет увеличена в связи с недавними столкновениями, но отказался дать новую оценку ущерба. 

После начала военных действий на Украине в февраля 2022 году страны «Большой семерки» заморозили суверенные активы России на сумму около $280 млрд, причем более двух третей из них находятся в ЕС. 

В апреле, США приняли закон об оказании помощи Украине на $61 млрд. Данный документ, в том числе включает пункт, который дает государственному секретарю Соединенных Штатов право распоряжаться суверенными активами Банка России, замороженными в стране (их там насчитывается примерно $5 млрд). Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель называл этой “хорошей новостью”, но подчеркнул, что сам ЕС не готов к таким кардинальным шагам. По его словам, европейские власти приняли решение использовать только доходы, генерируемые активами ЦБ, но не сами эти активы. В мае ЕС опубликовал решение, согласно которому депозитарии будут передавать прибыль от активов Банка России в качестве взноса, который пойдет на помощь Украине.