Европейские депозитарии, в которых хранятся замороженные суверенные российские активы, обязаны будут переводить 99,7% чистой прибыли, полученной от управления этими активами (норма начинает действовать с 15 февраля 2024 года), в качестве взноса, который пойдет на помощь Украине. Оставшуюся часть депозитарии могут оставить себе «для обеспечения эффективности своей работы», следует из опубликованного во вторник, 22 мая, в официальном журнале Евросоюза решения Совета ЕС.

Впрочем, до 10% от чистой прибыли депозитарии смогут временно оставлять себе для соблюдения требований по капиталу и управления рисками. «Если в будущем эта доля будет недостаточной, депозитарии могут обратиться к национальным регуляторам, должным образом обосновав дополнительный процент удержания средств», — говорится в решении.

Выплаты депозитариями должны делаться два раза в год «до тех пор, пока внештатная прибыль перестанет накапливаться на балансах центральных депозитариях в связи с отменой ограничительных мер, запрещающих операции с активами и резервами Центрального банка России».

Страны Евросоюза согласовали план по использованию прибыли от замороженных российских активов накануне во вторник. «Мы одобрили в ЕС план использования доходов от замороженных активов ЦБ РФ для помощи Украине», — цитировал Bloomberg заявление министра иностранных дел Чехии Яна Липавского.

После начала военных действий на Украине в февраля 2022 году страны «Большой семерки» заморозили суверенные активы России на сумму около $280 млрд, причем более двух третей из них находятся в ЕС. В прошлом году они принесли 3,9 млрд евро чистой прибыли, а с 15 февраля этого года — еще 557 млн евро.

В апреле, США приняли закон об оказании помощи Украине на $61 млрд. Данный документ, в том числе включает пункт, который дает государственному секретарю Соединенных Штатов право распоряжаться суверенными активами Банка России, замороженными в стране. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель называл этой «хорошей новостью. Тем не менее, по его словам, сам ЕС не готов к таким кардинальным шагам как конфискация активов ЦБ. Он подчеркивал, что после многочисленных дискуссий и консультаций европейские власти приняли решение использовать только доходы, генерируемые активами ЦБ, но не сами эти активы, и по-прежнему придерживаются именно этого подхода.