В 2023 году Федеральная служба судебных приставов (ФССП) признала обоснованными 6,88 тыс. жалоб россиян на коллекторов — на 33,3% больше, чем годом ранее. Доля обоснованных обращений составила 19% от общего числа рассмотренных заявлений граждан (36,13 тыс.), написал РБК со ссылкой на данные ФССП. Это максимальный уровень с 2019 года, за все время публикации данных о жалобах должников.

По сравнению с 2022 годом доля обоснованных обращений увеличилась на 5 п.п. Всего за 2023 год россияне подали в ФССП 56,67 тыс. заявлений о нарушениях при взыскании задолженности, на 2,1% меньше, чем в 2022 году.

В статистику ФССП попали как жалобы на профессиональных коллекторов из реестра, так и на микрофинансовые организации (МФО), банки и взыскателей-физлиц, сообщил РБК представитель ФССП. Общее увеличение числа обоснованных претензий от граждан как раз объясняется ростом жалоб на неправомерные действия при взыскании долгов со стороны МФО и кредитных организаций.

Количество обоснованных жалоб на МФО возросло на 45,4%, до 3,94 тыс., на банки — на 35,9%, до 2 тыс. Поток жалоб на профессиональных коллекторов, наоборот, сократился — на 2,8%, до 616 штук.

По данным ФССП, за 2023 год приставы возбудили почти 8 тыс. административных дел по статье о нарушениях при взыскании долгов с физлиц (14.57 КоАП). Более 5,6 тыс. из них закончились для коллекторов наказанием в виде штрафов на общую сумму 450,9 млн руб. По сравнению с 2022 годом количество выписанных штрафов возросло более чем в полтора раза, а сумма — в 1,6 раза.

Президент России Владимир Путин в августе 2023 года подписал закон об ужесточении контроля за деятельностью банков и микрофинансовых организаций при возврате долгов. Кредитные организации должны вести аудиозапись всех случаев взаимодействия с должниками и хранить такие записи в течение трех лет, а также уведомлять ФССП о начале такого взаимодействия. За семь месяцев 2023 года ФССП провела 1,37 тысячи профилактических мероприятий с участниками профессионального рынка взыскания — в два раза больше, чем за весь 2022 год.