Федеральная служба судебных приставов (ФССП) за семь месяцев 2023 года провела 1,37 тысячу профилактических мероприятий с участниками профессионального рынка взыскания — в два раза больше, чем за весь 2022 год. Об этом сообщает газета «Коммерсантъ» со ссылкой на замдиректора ФССП Игоря Савенко.

Большая часть проверок была связана с предостережениями о недопустимости нарушения обязательных требований. При этом число профилактических мероприятий регулятора растет на фоне увеличения числа поступающих к нему жалоб. Так, по итогам полугодия судебные приставы признали обоснованными 15% из 31 тысячи обращений.

В Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) подчеркивают, что нарушения в подавляющем большинстве относятся к кредиторам (и лицам, представляющих их интересы), а не к профессиональным коллекторским агентствам. В частности, по данным СРО, рост таких нарушений был двукратным. Как отметила эксперт проекта ОНФ «За права заемщиков» Алла Храпунова, основная доля нарушителей — это микрофинансовые организации.

Впрочем, в НАПКА признают необходимость проводимой ФССП профилактики. Регулятор мониторит текущие рыночные практики и поясняет, как можно и нельзя действовать, что помогает бизнесу в части корректировки действий заранее, до совершения нарушения и назначения штрафов.

«Если раньше было огромное количество проверок, которые тормозили работу компании и увеличивали административную нагрузку, сейчас работа стала вестись превентивно», — отмечает собеседник “Коммерсанта” в одном из коллекторских агентств. Причем ФССП тестирует формат проведения профилактических мероприятий в электронном формате, через специальную систему, рассказывает он.

Как полагают юристы, число профилактических мероприятий со стороны ФССП будет расти, что связано с последними корректировками, касающимися коллекторской деятельности. В частности, в законодательство было введено понятие «состоявшееся непосредственное взаимодействие». Оно может происходить с помощью встреч, телефона или робота и считается состоявшимся, только если до должника удалось донести всю определенную законом информацию. Также определено, что несколько взаимосвязанных сообщений, полученных должником, являются единым сообщением, а обмен сообщениями с должником в течение дня считается одним взаимодействием.

Будет расти и активность должников, подающих жалобы в ФССП, добавляет управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. И нельзя исключать, что и с их стороны могут быть злоупотребления правом или как минимум его недопонимание — далеко не все обращения обоснованны, отмечает юрист.