Банк России предлагает установить правила взаимодействия финансовых организаций с потребителями при онлайн-продажах вкладов, кредитов или займов, говорится в докладе «Подходы к регулированию дистанционных каналов продаж в целях защиты прав потребителей финансовых услуг (потребительские кредиты (займы) и вклады)».

  • По мнению регулятора, финансовые организации должны полностью и в очевидной форме раскрывать информацию как об основном финансовом продукте, так и о дополнительных услугах, информировать клиентов о рисках.
  • ЦБ предлагает дополнительной регулировать ситуации, когда банки и МФО устанавливают отметки, которым выражается воля потребителя или им делается выбор (например, галочка, передвижной переключатель и тому подобное). А также когда банки предзаполняют кредиторам поля с параметрами кредита (его суммы, срока, информации о доходе заемщика и так далее).
  • Также ЦБ предлагает после заключения договора потребительского кредита онлайн обеспечить для потребителей возможность распечатать, переслать и сохранить договор, а также получить распечатанный экземпляр индивидуальных условий договора в офисе один раз бесплатно (при наличии офиса). Кроме того, предусмотреть для кредитора обязанность реализации возможности загрузки потребителем в онлайн-приложении (личный кабинет, мобильное приложение). Кроме того банки должны будут обеспечить прямой доступ потребителя к документам, на которые идет ссылка в процессе оформления кредитного договора, например, с помощью активной прямой ссылки на документ, приложенного документа (переход не должен требовать более одного клика мыши).
  • Регулятор предлагает размещать информацию о предлагаемых дополнительных услугах на тех этапах оформления кредита, где потребитель фактически выбирает между оплатой дополнительных услуг и отказом от их оплат. Также ЦБ хочет исключить использование приемов, подталкивающих к принятию определенного решения в процессе оформления кредитного договора (например, установить запрет на использование графических, визуальных, психологических и тому подобных приемов при оформлении кредита (займа) онлайн, влияющих на решение потребителя.
  • Кроме того, Банк России предлагает единообразно указывать диапазон процентных ставок по каждому виду вклада (от и до) без учета капитализации на сайтах кредиторов, в мобильных приложениях и личных кабинетах, в рекламе банковских вкладов.

Как отечает Банк России, он проанализировал онлайн-продажи в банках и микрофинансовых организациях, провел опрос потребителей об удовлетворенности процессом оформления кредитов и займов, а также вкладов и изучил зарубежный опыт регулирования дистанционных продаж. Итоги исследования, проведенного регулятором, показали, что на рынке есть системные проблемы, которые ограничивают права потребителей. Повышение доступности финансовых продуктов и услуг для различных категорий клиентов зачастую сопровождается появлением новых видов нарушений и неприемлемых практик.

«Для того, чтобы повысить качество обслуживания граждан при предоставлении финансовых продуктов и услуг онлайн и защитить потребителей от недобросовестного поведения финансовых организаций, предлагается ввести регуляторные изменения», — говорится в сообщении ЦБ.