ВТБ планирует до конца года представить голосового помощника с цифровым аватаром, рассказал «Ведомостям» источник, близкий к ВТБ. По его словам, помощника, как планируется, назовут Тамарой – данное имя отсылает к технологиям завтрашнего дня: tomorrow – «завтра» по-английски.

Тамара будет работать на базе уже работающего голосового ассистента ВТБ Лео, рассказал один из собеседников издания. Тамара может заменить Лео или у Лео появится свой аватар, говорит он. Стоимость разработки источник «Ведомостей» оценивает в 20 млн рублей.

Представитель ВТБ подтвердил «Ведомостям» интерес банка в развитии визуализированных ассистентов, но не стал комментировать детали. По его словам, развитие цифровых ассистентов, которые становятся «все более умными и нативными», в банке считают одним из драйверов цифровизации финтеха.

Визуализация ассистента нужна для привлечения и удержания аудитории «через удивление», поясняет руководитель направления аналитики IT-компании SimbirSoft Константин Шакуров: «Удивление рождает эмоции удовольствия и принадлежность к бренду». Анимация также интересна детям, а родители готовы платить за то, что детям нравится, но взрослых пользователей анимированные ассистенты могут раздражать, предупреждает он.

Для компаний использование голосовых помощников позволяет снизить количество персонала, уменьшить число точек обслуживания и др., отмечает эксперт SimbirSoft Галина Яшина. По ее оценке, более 50 крупных компаний в 2022 году занимались разработкой умных ассистентов.

Визуализация голосовых помощников пока не является массовой, но в будущем она может повысить уровень лояльности клиентов, например, в претензионной работе и технической поддержке, предполагает Павел Борченко, управляющий директор Robin, SL Soft (ГК Softline).

По оценкам iKS-Consulting, в 2022 году российский рынок голосовых роботов составил 3,9 млрд рублей. Зачастую компании берут уже готовые модели, среди которых также есть визуальные, и дообучают их, чтобы использовать в собственных голосовых помощниках, рассказал Константин Шакуров. «Поэтому можно сказать, что порог входа в такую разработку не так высок, как кажется», – констатирует он.

Наибольшую известность в России получили голосовые помощники «Алиса» от «Яндекса», «Маруся» от VK и «Салют» от «Сбера». Они чаще всех упоминаются в соцсетях, на форумах и в блогах, следует из данных «Медиалогии» за январь – октябрь 2023 года. Но представители компаний уверяют, что не разрабатывают аватары для помощников. С большим отрывом от первых трех идут Олег от «Тинькофф банка» и «Ева» от «Мегафона». Голосовых ассистентов также развивают «Билайн» и Tele2. Среди банков о запуске таких продуктов сообщали Альфа-банк, Райффайзенбанк и Газпромбанк.