Опрошенные «Коммерсантом» лизинговые компании ожидают к концу 2023 и 2024 годов замедления темпов роста лизинга вагонов из-за сохранения двузначной ключевой ставки. В таких условиях без повышения аванса лизинговый платеж не покрывается доходностью оперирования, поясняет гендиректор группы «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин. Новый вагон не окупается на горизонте срока действия договора лизинга — 10–15 лет, добавляют в ГТЛК.

На этом фоне лизинговые компании ищут новые механизмы работы, развивая розничный бизнес. Так, традиционные игроки рынка транспортировки насыпных грузов могут пытаться входить в рынок перевозок рефвагонами или рефконтейнерами рыбопродуктов с Дальнего Востока в Центральную Россию. «Входить в этот рынок сразу с большим объемом рискованно, а взять несколько вагонов либо платформ для оттачивания логистики — вполне здравая идея», — уверен управляющий директор рейтинговой службы НРА Сергей Гришунин. К тому же повышенный износ вагонов приводит к их выбытию, и «возможность оперативно заменять аварийный парк будет уместна для крупных игроков», — считает эксперт.

Однако при новом подходе к работе для лизингодателей растут риски. Вагоны не всегда попадают к опытным эксплуатантам, что может повлечь как повреждение парка, так и недозагрузку и недополучение выручки, а в результате — риски по лизинговым платежам, поясняет Сергей Гришунин. Крупные партии вагонов продавать все же легче, так как под них обычно есть понятная грузовая база, поэтому, если обанкротится лизингополучатель с малым количеством вагонов, реализовывать их придется дольше, добавляет он.

В середине сентября ЦБ повысил ключевую ставку до 13%. Решение было принято в целях ограничения масштаба отклонения инфляции вверх от цели и ее возвращения к 4% в 2024 году. Повышение ставки также должно повлиять на сбалансированность роста кредитования и дезинфляционных тенденций в экономике. Сейчас ЦБ допускает дальнейшее усиление жесткости денежно-кредитной политики в 2024 году: «Для возвращения инфляции к цели в 4% в 2024 году, по нашему мнению, необходимо будет поддерживать жесткость ДКП в течение следующего года, и мы не исключаем, что может потребоваться и дополнительная жесткость помимо уже принятых решений», — следует из слов зампреда ЦБ Алексей Заботкина.