Банк России в первом квартале 2023 года получил 89 тысяч жалоб от потребителей финансовых услуг — это на 2,5% меньше, чем годом ранее, сообщил регулятор. 

  • Число жалоб на банки сократилось на 7,5% в основном за счет сокращения обращений по санкционным темам, связанным с валютными ограничениями, оформлением кредитных каникул и так далее. Меньше стало жалоб по потребительскому (минус 4%) и ипотечному (сокращение на 29%) кредитованию.
  • В 1,8 раза уменьшилось количество жалоб на профессиональных участников рынка ценных бумаг, что в основном объясняется сокращением в два раза санкционных жалоб на брокеров.
  • Количество жалоб на страховщиков сократилось на 8%, если не учитывать шаблонные жалобы на исправление коэффициента бонус-малус. Эти массовые обращения оформляются посредниками за плату, но заведомо не предполагают решения проблемы заявителя, так как в них нет данных о полисе ОСАГО. 
  • В структуре жалоб на мисселинг (+3,5%) выделяется накопительное (+50,7%) и инвестиционное (+8,5%) страхование жизни. Но в основном обращения касаются полисов, которые были приобретены в предыдущие годы и доход по которым оказался ниже ожиданий. В то же время стало меньше поступать жалоб на продажу под видом вкладов продуктов и услуг брокеров и доверительных управляющих.
  • При этом выросло число жалоб на микрофинансовые организации (МФО) — сразу на 37%, в частности, из-за участившихся обращений людей, на имя которых мошенники взяли займы.

    «Для решения этой проблемы введена обязанность МФО комбинировать несколько способов проверки личности заемщиков. Также рассматривается законопроект о праве граждан вводить и снимать самозапреты на оформление кредитов и займов. Еще одна причина роста — необоснованные жалобы на навязывание дополнительных услуг и требования пересчета задолженности, направленные под влиянием недостоверной информации в интернете», — отмечает ЦБ.