Компания «Вымпелком» (работает под брендом «Билайн») 13 января подала иск к Банку России в Арбитражный суд Москвы, обратили внимание «Ведомости». В картотеке арбитражных дел указывается, что суд принял иск к производству, назначив предварительное заседание по делу на 13 февраля. Как отмечает издание, поводом для иска стал один из пунктов разъяснений регулятора о порядке исполнения президентских указов по временному порядку исполнения обязательств по облигациям иностранных инвесторов.

Из материалов дела следует, что «Вымпелком» просит признать недействительным пункт 1.3 официальных разъяснений ЦБ президентских указов от 23 ноября 2022 года в части погашения облигаций иностранных компаний их российскими дочерними структурами. В этих разъяснениях указывается, что «обязательства, связанные с еврооблигациями, должны определяться в зависимости от характера отношений российского юридического лица и иностранной организации, выпустившей еврооблигации».

Обязательства российской компании по евробондам могут быть прописаны в эмиссионных документах иностранного эмитента. «Например, российское юридическое лицо выступает гарантом (поручителем) исполнения обязательств по еврооблигациям, является лицом, на финансирование деятельности которого направляются средства (часть средств), полученные от размещения еврооблигаций», — говорится в разъяснениях Банка России. Кроме того, обязательства могут быть обусловлены «вхождением российского юридического лица в одну группу лиц вместе с иностранным эмитентом еврооблигаций».

Также, как следует из документов суда, «Вымпелком» обратился в Арбитражный суд Москвы с заявлением о принятии обеспечительных мер. То есть, это означает, что компания попросила суд до момента рассмотрения заявления приостановить действие оспариваемого пункта, сделать его необязательным для исполнения, причем не только самим «Вымпелкомом», но и всеми российскими юрлицами, объяснила «Ведомостям» советник МЭФ Legal Александра Амбрасовская. Впрочем, исходя из обнародованных материалов дела, суд отказал оператору. «Теперь истец вправе оспорить это решение в месячный срок», — отметила юрист.

Новые нормы, которые были введены президентскими указами, говорят о погашении евробондов российских компаний и их аффилированных лиц перед российскими держателями. Как говорят в управляющей компании (УК) «Ингосстрах-Инвестиции», до разъяснения Банка России эти механизмы подразумевали двоякие толкования того, обязаны ли российские юрлица ими пользоваться, если они ранее выпускали еврооблигации через свои аффилированные по факту компании за рубежом.

ЦБ в разъяснениях указал, что российские компании «именно обязаны использовать новые способы и обеспечивать получение доходов российскими инвесторами», отмечают в УК. «Видимо, «Билайн» пытается оспорить обязательный характер выплат российским инвесторам на основании указов президента», – полагают в «Ингосстрах-Инвестиции». В «Вымпелкоме» и Банке России отказались от комментариев по разбирательству.

В конце ноября прошлого года холдинг Veon объявил, что договорился о продаже «Вымпелкома» менеджменту этой компании за 130 млрд рублей при справедливой стоимости актива в 370 млрд рублей, но с учетом части долга иностранного холдинга, который возьмет на себя продаваемая компания. Планировалось, что сделка должна быть закрыта до июня 2023 года

Один из держателей еврооблигаций Veon – крупная УК «Лидер» — обратилась в Арбитражный суд Москвы с исковым требованием к «Вымпелкому», чтобы тот признал обязательства по бондам холдинга. Поводом для иска стало отсутствие купонных платежей по бумагам, рассказывал «Ведомостям» заместитель гендиректора управляющей компании Олег Алешин. По этому делу ЦБ привлечен в качестве третьего лица.

Январский иск «Вымпелкома» к регулятору может быть связан с другим разбирательством в отношении самой компании и «может укладываться в судебную стратегию» по тому спору, считает старший партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Валерий Зинченко. Не исключено, что в рамках спора УК «Лидер» и «Вымпелкома» оператор связи будет ходатайствовать о приостановке рассмотрения дела до получения решения по иску к Банку России, полагает Александра Амбрасовская.