Светлое прошлое

В прошлом году рынок российского лизинга вырос на рекордные за десятилетие 62%. Объем нового бизнеса (то есть стоимости переданных клиентам лизинговыми компаниям предметов лизинга в течение периода без НДС) составил 2,3 трлн рублей, подсчитали в рейтинговом агентстве «Эксперт РА» на основе анкетирования российских ЛК (с результатами анкетирования, представленными в обзоре, ознакомились Frank Media).

Значительный рост нового бизнеса лизинговых компаний (ЛК) наблюдался и в конце прошлого года: в четвертом квартале его объем увеличился относительно аналогичного периода годом ранее на 80%. «При этом впервые за последние три года корпоративные сегменты в четвертом квартале выросли сильнее, чем розничные», - отмечают аналитики «Эксперт РА». Тем не менее, такое увеличение в корпоративном сегменте было обеспечено крупными сделками, проведенными в конце года двумя банковскими ЛК, - ГК «Сбербанк Лизинг» (в сегменте авиационного лизинга и лизинга железнодорожной техники) и «ПСБ Лизинг» (авиационный лизинг).

Драйвер лизинговой отрасли последних лет – автомобильный лизинг (включает легковые, грузовые транспортные средства, а также автобусы) вырос за прошлый год на 69%: новый бизнес этого сегмента по итогам прошлого года превысил 1 трлн руб. Новый бизнес в лизинге строительной техники достиг 300 млрд рублей, почти удвоившись. Железнодорожный лизинг вырос до 246 млрд рублей (прирост на 32%), а авиационный увеличился почти в 2,5 раза, до 163 млрд рублей.

Ускорение в прошлом году роста в сегментах автомобильного лизинга и лизинга строительной техники, а также восстановление в железнодорожном и авиа- сегментах было связано в активизацией экономической жизни России после жестких ограничительных мер, связанных с распространением короновирусной инфекции в 2020 году. «Драйвером автолизинга стал растущий спрос со стороны сегмента малого и среднего бизнеса, доля которого увеличилась за год с 58 до 65% в объеме нового бизнеса», а строительной техники – «реализация крупных инфраструктурных проектов», отмечают в «Эксперт РА». Рост объема нового бизнеса в лизинге железнодорожной техники был связан с увеличением грузоперевозок на сетях РЖД и «пассажиропотока на фоне смягчения рисков эпидемиологической ситуации».

Темное будущее

Однако опрошенные Frank Media ЛК и аналитики ожидают в этом году падения отрасли. Причиной стали новые макроэкономические условия, в которых оказалась страна после начала военной спецоперации России на территории Украины: введение в отношении страны жестких санкций и, как следствие, разрыв цепочек поставок, резкий рост ключевой ставки ЦБ, ускорение инфляции, ожидаемое падение ВВП и т.п.

Основные факторы, которые в этом году повлияют на лизинговую отрасль, - «это спад инвестиций, повышение ставок, снижение доступности лизинга (ужесточение условий одобрения лимитов)», отмечает главный аналитик ПСБ Дмитрий Монастыршин. Поэтому, по его словам, «в 2022 году на рынке в целом можно ожидать сокращения объемов нового лизингового бизнеса на 20 – 30% по сравнению с 2021 годом». «Значительный рост цен на поставляемую технику наверняка перекроет выпадающий объем в основной массе, но вот снижение инвестиционной активности из-за повышения ставок точно утянет рынок в отрицательную зону», - считает гендиректор «МСБ-Лизинг» Роман Трубачев.

«По итогам этого года мы ожидаем сокращение объемов нового бизнеса в розничном сегменте на 30-40%, что в первую очередь будет связано с дефицитом техники, возросшей стоимостью предложения и падением спроса из-за перенаправления ранее запланированных инвестиций в обновление основных средств на решение других антикризисных задач», - говорит коммерческий директор ЛК «Интерлизинг» Сергей Жарков. Роман Трубачев считает, что европейский грузовой транспорт и спецтехника, скорее всего, будут активно замещены китайскими аналогами: «А вот с легковым транспортом все, конечно, сложнее – здесь рынок в штуках может снизится на 30-40%».

«Корпоративному сегменту понадобится больше времени для того чтобы перестроиться», - полагает гендиректор ЛК «Регион Лизинг» Рустем Мухамедов. При этом, по его словам, крупные компании могут рассчитывать на свой запас прочности и адресную поддержку государства: «Конкуренция за таких клиентов на лизинговом рынке резко усилится». Собеседники Frank Media сходятся во мнении, что в корпоративном сегменте наиболее стабильным останется железнодорожный лизинг, а вот авиализинг и лизинг морских судов ждет серьезное падение. «Наиболее сильной просадки ожидаем в авиализинге из-за ограничения полетов и ограничений на покупку западных воздушных судов», - говорит Дмитрий Монастыршин. «В морском сегменте увидим серьезный провал по санкционным причинам», - добавляет Роман Трубачев.

Как результат новых условий, лизинговую отрасль ждет серьезная трансформация. Собеседники Frank Media говорят о сокращении числа ЛК, прежде всего, за счет компаний, не входящих в банковские группы и не имеющих прямого доступа к относительно дешевому фондированию со стороны материнских групп. Как результат, «рынок, скорее всего, ускорит свою консолидацию около государственных компаний. Небольшим лизинговым компаниям будет сложно пережить текущую встряску вместе с отраслевыми изменениями», отмечает Роман Трубачев.