Стенд ПАО «Сбербанк» на XXIV Петербургском международном экономическом форуме на территории конгрессно-выставочного центра «Экспофорум». Роман Пименов/ТАСС

Сбер начал выдавать кредиты поставщикам маркетплейсов, следует из сообщения банка (есть у Frank Media). Первой площадкой, где компании смогут получить кредит, стал Сбермегамаркет.

Детали. Банк предложил поставщикам кредитную линию в размере до 1 млн рублей. Ставка составляет 1,5% в месяц и начинает действовать после 30-дневного льготного периода.

Взять кредит могут продавцы, чья выручка не превышает 400 млн рублей в год, а их бизнес существует не менее 6 месяцев. Обязательным условием получения денег является наличие расчетного счета в Сбербанке.

Сейчас в Москве на базе инфраструктуры СберЛогистики маркетплейс развивает сотрудничество с продавцами по схеме фулфилмент, которая предполагает иметь в наличии стабильный и регулярный капитал, отметил гендиректор Сбермегамаркета Соломон Кунин. «В ближайшее время мы планируем масштабировать возможности партнерства по этой модели на другие регионы России», — цитирует Кунина пресс-служба.

Сбермегамаркет сотрудничает с другими банками, но только в части розничного бизнеса. На сайте маркетплейса указано, что покупатели могут приобрести товары в рассрочку, которую предоставляют банки «Хоум Кредит», Совкомбанк и Тинькофф.

Мнение эксперта. Аналитик ГК «Финам» Леонид Делицын отмечает, что сейчас уже почти все маркетплейсы кредитуют своих поставщиков. «Это очень распространенная политика, потому что партнерам маркетплейсов нужен оборотный капитал, а среди самих площадок – жесткая конкуренция, в том числе за партнеров. Количество партнеров — один из ключевых показателей популярности маркетплейса», — говорит эксперт.

У Cбербанка должны быть конкурентные преимущества в этом плане, в частности, у госбанка есть экспертиза в оценке рисков. «Сберу кредитование поставщиков нужно, поскольку, во-первых, такой продукт есть у других, а, во-вторых у самого банка есть ресурсы для того, чтобы развернуть программу. Сейчас все крупные экосистемы считают необходимым обзавестись большим маркетплейсом и инфраструктурой в области электронной коммерции, к которой они будут добавлять дополнительные сервисы», — подчеркивает Делицын.

Сейчас на интернет-торговлю приходится примерно 15% от всего оборота розничной торговли в России, а к концу десятилетия доля поднимется до 30-50%, прогнозирует Делицын. Сбербанк может рассчитывать, что кредитование e-com будет занимать до 10-15% его портфеля. Кредитование поставщиков маркетплейса может стать элементом борьбы за партнеров, если поставщикам своей площадки банк будет предлагать более выгодные кредиты, чем конкуренты Сбермегамаркета, заключает он.

Контекст. Кредитованием поставщиков уже занимается Ozon. В 2018 компания запустила площадку Ozon.Invest для p2b-кредитования. Минимальная сумма инвестиций составляла 10 тысяч рублей. Ожидаемая доходность для инвесторов — до 18%. А в середине прошлого года компания объявила о том, что кредиты поставщикам вместо граждан начнут выдавать партнеры-МФО. Сумма кредитов тогда составляла от 500 тысяч до 20 млн рублей, диапазон ставок – от 12,9% до 19,9%.

Кроме того, в прошлом году кредитовать своих поставщиков совместно с банком «Открытие» начал Wildberries. Сумма кредита — от 100 тысяч до 10 млн рублей, срок от 6 до 24 месяцев.

Объем рынка нефинансовых сервисов, на котором работает экосистема Сбербанка, увеличится к 2025 году втрое — до 12 трлн рублей, писал в августе Goldman Sachs в клиентском отчете. Большую его долю составит электронная коммерция – 8 трлн рублей.

Зачем вам об этом знать. С помощью услуги кредитования поставщиков Сбер хочет увеличить их количество — это поможет банку конкурировать в e-commerce. Конкуренция в этом сегменте жесткая, говорил ранее первый зампред Сбербанка Лев Хасис.