Российский олигарх Роман Абрамович, находящийся под санкциями ЕС и Великобритании, смог “по-тихому” вложить $63 млн в несколько европейских стартапов. Как выяснил Forbes, в этом ему помог лондонский венчурный фонд Target Global, управлявший десятками миллионов долларов олигарха. 

Расследование издания основано на документах кипрской компании Meritservus, предоставляющей офшорные услуги, которые были анонимно переданы ряду изданий, включая Forbes. Согласно этим документам, Абрамович выступал соинвестором и ограниченным партнером венчурного фонда с 2015 по 2021 года. За годы своей работы Target Global удалось привлечь более $3,2 млрд инвестиций, компания поддержала по меньшей мере 15 европейских технологических стартапов, включая финтех Revolut и автомобильный маркетплейс Cazoo.

В указанный период Абрамович инвестировал в фонд более $63 млн либо в качестве партнера, либо через конкретные компании. Так, в 2018 году Абрамович вложил $25 млн в качестве «якорного» партнера с ограниченной ответственностью в один из самых ранних фондов Target — Target Global Mobility 2.0 (это составило пятую часть всех активов фонда). Деньги Абрамовича были использованы для инвестиций Target в европейскую компанию Circ в 2019 году (которая в 2020 году была приобретена американским стартапом Bird, недавно объявившим о банкротстве) и немецкую компанию Auto1, занимающуюся продажей подержанных автомобилей, в 2015 году. Из документов также следует, что акционером Auto1 была другая подставная компания Абрамовича — Ervington. Auto1 подтвердила инвестиции Target и Ervington и отметила, что сделка была заключена до введениях первых западных санкций в отношении Абрамовича.

В феврале 2021 года Auto1 разместила акции на Франкфуртской фондовой бирже за $2,2 млрд, что сделало ее одним из самых громких стартапов в Германии за последние годы. Однако доля Абрамовича в компании через Target и Ervington не была раскрыта инвесторам в проспекте публичного размещения акций, отмечает издание. 

Согласно документам, Абрамович и его холдинговые компании также одалживали десятки миллионов долларов компаниям Target для косвенной покупки долей в стартапах. Например, в 2020-2021 годах Абрамович предоставил Target Global серию займов на общую сумму $23,5 млн для инвестиций в приложение для женского здоровья Flo (это британское приложение для отслеживания женского цикла с более чем 300 миллионами пользователей). В мае 2017 года он одолжил другой фирме Target  — Helium — $10 млн на покупку доли в берлинской компании Delivery Hero, стартапе по доставке еды, рыночная стоимость которого на Франкфуртской фондовой бирже составляет $7,1 млрд долларов. Delivery Hero заявила, что на момент проведения IPO в 2017 году никаких санкций в отношении акционеров не было. Компания Flo and Bird не ответила на просьбу о комментарии.

Target Global заявила Forbes, что инвестиции Абрамовича составили 2% от ее активов под управлением и ограничились одним фондом и небольшим количеством соинвестиций. «Все эти инвестиции были сделаны за несколько лет до вторжения России в Украину, в то время, когда Абрамович был известным инвестором в технологии, частные инвестиции, недвижимость и спорт по всей Европе и Великобритании», — говорится в заявлении представителя Target Седы Амбарцумян. Там также утверждается, что компания неукоснительно соблюдает все нормы действующего санкционного законодательства. Абрамович не ответил на запрос Forbes.

Как выяснило издание, Target Global имеет и другие связи с российскими олигархами. Соучредителем и бывшим генеральным директором компании выступал Александр Фролов-младший, сын олигарха Александра Фролова с состоянием $2,6 млрд. Фролов-старший возглавлял  Evraz — крупнейшего российского производителя стали. 

Абрамович попал под санкции британского правительства и Европейского союза в марте 2022 года за его предполагаемую поддержку и связи с российским президентом Владимиром Путиным после начала вооруженного конфликта России на Украине. По данным Forbes,  с 2021 года состояние олигарха в $21 млрд сократилось до $9 млрд, отчасти из-за международных санкций и замедления роста российской экономики.