Покупка недвижимости в Португалии больше не будет считаться способом получения «золотой визы», дающей право на легальное проживание в ЕС. Вместо этого иностранцы, претендующие на ее получение, должны будут вложить деньги в инвестиционные фонды, культуру или науку, пишет Reuters. Именно в эту страну в последние годы активно инвестировали граждане Китая, США и России.

Опасные инвестиции 

Португальское правительство приняло решение ужесточить правила получения “золотой визы”, предполагающей выдачу вида на жительство в обмен на инвестиции, в феврале 2023 года. Тогда премьер-министр Португалии Антониу Кошта заявил, что “ничто не оправдывает этот особый режим”, который привел к взвинчиванию цен на недвижимость и обострению жилищного кризиса. Из-за роста цен в стране проходили протесты и столкновения с полицией, а активисты обвиняли «господ, которым легко приехать, запросить вид на жительство и купить дом за полмиллиона евро» в «колониальности.»

За последнее десятилетие страны Европы, предоставляющие «золотые визы», получили в рамках этих программ прямые иностранные инвестиции на общую сумму около 25 млрд евро. Португалия была одним из крупнейших бенефициаров, получив с момента запуска программы в 2012 году 7,3 млрд евро ($8 млрд). Чаще всего, по данным Reuters, документы таким образом получали выходцы из Китая, Бразилии и США. Также это была одной из популярных стран для инвестиций для россиян. Около 90 % средств за “золотую визу” было вложено иностранцами в недвижимость. 

Новая реальность 

Теперь, как отмечает Reuters, основным каналом получения “золотой визы” для нерезидентов ЕС станут вложения в инвестиционные фонды, культурные или исследовательские проекты. По новым правилам, претенденты должны будут перевести 500 тычяч евро в один или несколько фондов, отвечающих требованиям.

“Недвижимость всегда отвлекала внимание от других вариантов (получения “золотой визы” — прим. FM), — говорит юрист Ванесса Лима из компании Prime Legal, которая, в том числе, помогает иностранцам подавать документы на визу. — Отныне основным видом инвестиций будут фонды — в этом нет никаких сомнений». 

Португальский регулятор фондового рынка CMVM, который сертифицирует фонды, заявил, что не может предоставить список тех, кто имеет право на инвестиции по «золотой визе». По оценкам Лимы, их около 40, хотя некоторые из них, возможно, еще не открыты для инвестиций.

Среди тех, кто надеется получить выгоду от изменений схемы получения “золотой визы”, — инвестиционный фонд сельского хозяйства Pela Terra, который уже помогает восстановить почти 1 тысячу гектаров сельскохозяйственных угодий в регионе Алентежу. 

«Новые правила — это ветер в наши паруса», — сказал Алекс Лоури-Уайт, представитель Pela Terra. Другой фонд, Sharing Education, инвестирующий в международные школы в Португалии, рассказал Reuters, что также фиксирует рост интереса со стороны иностранных инвесторов. 

Неоднозначный эффект

По оценке трех юристов, опрошенных изданием, в скором времени на инвестиционные фонды будет приходиться 80-90% всех инвестиций в рамках “золотой визы”. Но в условиях закрытия доступа к недвижимости, по мнению некоторых экспертов, Португалия, скорее всего, в итоге получит меньше денег.

«Люди делают это не из желания инвестировать, а из необходимости… чтобы получить «золотые визы», — отмечает старший партнер, возглавляющий отдел иностранных инвестиций в компании EDGE International Lawyers, Франсиско Барата Салгейро.

Кроме инвестиций в фонды, потенциальные резиденты ЕС могут сделать вклад в культурные проекты в размере не менее 250 тысяч евро или 500 тысяч евро в научные исследования (или создать в рамках этих программ не менее десяти рабочих мест). Претенденты должны пройти проверку на наличие судимости и доказать, что у них нет непогашенных долгов.

Лима из Prime Legal считает, что теперь, когда недвижимость больше не является вариантом для «золотой визы», будет создано больше фондов, а некоторые существующие фонды переориентируются на недвижимость, и что пожертвования на культурные проекты станут более популярными.

Однако Нури Кац из консалтинговой компании Apex Capital Partners считает, что исключение инвестиций в недвижимость сделает Португалию менее привлекательной для инвесторов, которые обратятся к схемам «золотых виз» других стран. Соседняя Испания входит в число стран, где инвестиции в недвижимость по-прежнему разрешены. По словам Катца, тот факт, что фонды, отвечающие требованиям, должны инвестировать в Португалию только 60 % своих денежных средств, еще больше снизит выгоду от этой схемы для страны.

Программы «золотых виз» появились в странах ЕС после мирового финансового кризиса 2008 года. Тогда Португалия и как минимум десять других европейских стран пытались покрыть бюджетный дефицит с помощью программ «резиденство в обмен на недвижимость». В отсутствие общеевропейских правил требования к кандидатам-инвесторам резко различались. В Латвии минимальный размер инвестиций составляет 50 тысяч евро, в Нидерландах — 1,2 млн евро, в Португалии – 350 тысяч евро. В обмен на покупку недвижимости инвесторы обычно получают возможность жить и работать в стране в течение трех-пяти лет, а затем могут запросить гражданство. В период с 2011 по 2019 год по этим программа гражданство в Европе получили 132 тысячи человек.

Однако репутация таких виз была неоднозначной: по мнению европейских властей, данные программы провоцировали скачок цен на жилье, а также вызывали многочисленные вопросы по поводу легальности документов, так как выдача паспортов по этой схеме слабо регулируется. В начале 2023 года Европейская комиссия призвала прекратить действие таких программ. Ирландия закрыла ее 15 февраля, об ужесточении правил выдачи “золотых виз” объявила Греция и Португалия.

Разговоры о сворачивании программ “резидентства в обмен на инвестиции” привел к настоящему ажиотажу вокруг “золотых виз” в прошлом году. В августе 2023 года лондонская компания Get Golden Visa сообщала, что зафиксировала 127%-ный рост запросов по португальским и греческим «золотым визам» в первой половине 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Консалтинговая компания Henley Partners заявила, что интерес к программам в Италии достиг рекордного уровня, а рост запросов составил 125%.