Министерство финансов ждет, что экспортеры будут чаще обращаться в подкомиссию правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций с просьбой об исключении из норм указа президента об обязательной репатриации и продаже валютной выручки после внесенных в него в конце 2023 года изменений, рассказал в интервью «Интерфаксу» замминистра Алексей Моисеев.

В середине декабря этот указ вышел в новой редакции, которая учитывает «большое количество ситуаций», который предыдущая редакция не учитывала. Ранее стало известно, что новая редакция указа вводит послабления для компаний, которые получают более половины выручки в валюте. Кроме того, для компаний, которые перешли на расчеты в рублях, правкомиссия может разрешить снижение объема продаваемой выручки на сумму платежей по валютным долгам.

В октябре президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому в России на полгода фактически частично возвращен валютный контроль. Отдельные компании (их список, который состоит из 43 групп) стали обязаны продавать свою валютную выручку и представлять в ЦБ и Росфинмониторинг планы по покупке-продаже валюты. Правительство установило, что указанные группы компаний обязаны возвращать в страну не менее 80% валютной выручки, 90% из которой им необходимо продавать на внутреннем рынке.

Отвечая на вопрос о новых возможных ограничениях Моисеев указал, что пока они вряд ли возможны. «Президент решение принял на шесть месяцев, и понятно, что дискуссия снова начнется, когда эти шесть месяцев будут истекать. Не так много осталось времени до этого момента, и пока не понятно, какая точка зрения будет в итоге поддержана президентом. На этом этапе президент поддержал нашу точку зрения», — сказал он.

Он не исключил, что сами по себе ограничения вполне могут сохраниться как механизм реагирования властей на ситуацию, но не будут мерой постоянного действия. Он также указал, что пока власти отказались от ограничения потока капитала в дружественные страны.

Очень много было разногласий, в конечном итоге превалировала точка зрения, что не надо ничего ограничивать, потому что очень много операций идет по параллельному импорту и так далее. Поэтому здесь можно «с водой ребенка выплеснуть», и с учетом того, что курс стабилизировался, то необходимости в этом нет. Обсуждалось такое решение, но оно было бы избыточно жестким и помешало бы реально.

интервью замминистра финансов Алексея Моисеева «Интерфаксу» январь 2023 года