Факторинговые компании выходят в сегмент небольших клиентов, работающих на маркетплейсах,— селлеров, сообщает газета «Коммерсант».

Это активно растущее направление, к тому же недостаточно охваченное финансированием и с ограниченным доступом к кредитованию. По данным финтех-платформы ROWI (входит в группу компаний QIWI, работает на рынке факоринга под брендом «РОВИ Факторинг Плюс») на рынке зарегистрировано 1,3 млн селлеров, из них более 400 тысяч активных.

В этом сегменте также работает СДМ-банк и компания «Папа Финанс» (дочерняя компания МФК «МигКредит», которая занимается кредитованием МСБ). В последней указывают, что спрос на факторинг характерен для селлеров с объемом продаж более 4–6 млн рублей в месяц.

В «РОВИ Факторинг» указывают, что из всех селлеров свыручкой 1 млн рублей в месяц (таких около 40 тысяч) лишь 6–7 тысяч могут привлекать финансирование. А услугами факторинговых компаний пользуется только 1 тысяча таких компаний. По словам сооснователь финтех-платформы ROWI Евгения Родионова, в основном это микро- и малый бизнес, и для них сегодня нет широкой линейки финансовых продуктов.

Средний чек финансирования для селлеров игроки оценивают в 2–8 млн рублей, а ставки — могут на 3 п. п. превышать ключевую ставку. Однако с них может взиматься еще и ежедневная комиссия.

Однако работать с такими клиентами факторингу сложно. В контрактах нет отсрочки платежа и не предусмотрено право перехода собственности на товар к дебитору, а кроме того для селлеров не подходят традиционные методы оценки, перечисляет управляющий директор по факторингу Альфа-банка Павел Шишов.

Крупнейшие игроки факторингового рынка работают по схеме агентского факторинга с маркетплейсами, а не с селлером напрямую. По данным Сберфакторинга, в адрес селлеров по поручению маркетплейсов проводится до 40 тысяч платежей в день.