Фото: Unsplash

Рынок автокредитов по итогам 2023 года превысит достижения докризисного 2021-го и достигнет 1,35 трлн рублей, следует из прогнозов Frank RG. Причем он восстановится не только в денежном выражении, но и в количественном. Большая часть выданных кредитов приходится на автомобили с пробегом. Доля таких ссуд в структуре портфеля автокредитов резко выросла — с 40% до 60% в течение 2023 года. Если же смотреть на рынок подержанных автомобилей, то проникновение автокредитов в нем удвоилось — с 4,6 до 9,9%.

Китайская подмога

«Несмотря на рост ставок по автокредитам вслед за ужесточением политики ЦБ, рынок поддерживает расширение ассортимента китайских автомобилей, параллельный импорт, а также увеличение доли дилеров в сегменте машин с пробегом и расширение числа субсидированных программ», — так объяснили быстрое восстановление рынка автокредитования в пресс-службе ВТБ. Все это помогло клиентам реализовать отложенный спрос, считает начальник управления развития партнерских программ и стратегических сегментов «Росбанк Авто» Вячеслав Якубчик. Рост поддержало наличие льготных программ, рост доходов населения и ожидание роста цен, добавляет главный аналитик Совкомбанка Наталья Ващелюк.

Вячеслав Якубчик согласен с прогнозом аналитиков Frank RG на 2023 год. ВТБ же ожидает, что заемщики по итогам 2023 года получат на покупку легковых автомобилей 1,6 трлн рублей, что будет в два раза больше, чем результата в конце 2022 года, а также на 24% больше, чем в 2021 году.

Страховка подвела

Давление на этот рынок продолжает все также оказывать сегмент потребительских кредитов, с которым залоговые автокредиты вынуждены постоянно конкурировать, указывают аналитики. Доля потребкредитов, которые идут на покупку авто в 2022 году достигла 15-20%. Это порядка 713 млрд рублей, что было сопоставимо с портфелем собственно автокредитов, который в 2022 году составлял 704 млрд рублей. Население предпочитает именно потребкредиты из-за более прозрачных условий, считают во Frank RG. К кредитно-страховому отделу в автосалоне граждане «испытывают негативные чувства» из-за навязывания страховых продуктов и непрозрачных условий. Вместе с этим клиент с хорошей кредитной истории при оформлении потребительского кредита может получить более низкую процентную ставку, чем при получении автокредита.

Закупились на годы

«В 2023 году была реализована значительная часть спроса на покупку автомобилей, — говорится в исследовании. — Клиенты стремились успеть приобрести авто на фоне обесценивания рубля и до введения утилизационного сбора в августе». На фоне такого роста в 2023-м аналитики Frank RG считают, что в следующем году результаты рынка автокредитования будут ниже.

Вячеслав Якубчик также считает, что в 2024 году не стоит ждать сильного роста: «В условиях текущей конъюнктуры, более реалистичным сценарием будет сохранение объемов кредитования на уровне 2023 года». Наталья Ващелюк говорит о негативном влиянии роста процентных ставок на потенциальные показатели 2024 года. При этом ВТБ считает, что на фоне восстановления рынка новых машин и роста стоимости на автомобили в 2024 году определенно стоит ждать роста рынка автокредитования.