Почти 10% россиян склоны к паническим закупкам на фоне тревожных новостей, еще 20% поддаются импульсивным желаниям купить что-то, а 25% используют шопинг как средство от тревоги и депрессии, пишет РБК со ссылкой на данные опроса, проведенного НИУ ВШЭ. Опрос проводился в июне—июле 2023 года в 55 регионах в формате личного интервью. Выборка составила 6 тысяч человек.

Ученые выделили три вида эмоционально нагруженного потребления:

  • Паническое потребление. Это реакция на фактический или ожидаемый дефицит товаров, которая сложилась из-за недоверия к власти контролировать ситуацию. При паническом потреблении покупателем движет желание восстановить контроль над ситуацией повышенной неопределенности, вернуть чувство безопасности в отношении будущего. К тому же человек верит, что, совершая покупку сейчас, он тем самым экономит, так как цены на нужную ему продукцию в скором времени взлетят. Исходной точкой панического потребления являются информационные потоки в виде спекулятивных слухов или вирусных новостей о дефиците товаров. Также действует «эффект толпы».
  • Импульсивное потребление. Это спонтанные и незапланированные покупки на фоне утраты самоконтроля. Это как некий вид потребительской терапии для борьбы с тревогой и депрессивными эпизодами. Люди покупает не необходимые им товары, а понравившиеся. У импульсивного потребления есть сильный «гедонистический компонент».
  • Компульсивное потребление. Оно похоже на импульсивное поведение, однако его отличительная черта это то, что человек получает удовлетворение от самого процесса покупки, а не от обладания вещью. В отличие от панического и импульсивного потребления компульсивное предполагает длительность и повторяемость, может приобретать патологические черты.

Женщины более подвержены всем видам эмоционально нагруженного потребления, свидетельствуют результаты опроса. Так, паническое потребление характерно для 10% женщин и 8,5% мужчин, импульсивное — для 22% женщин и 19% мужчин, компульсивное — для 29% женщин и 21% мужчин.

Молодых людей в возрасте до 35 лет больше среди тех, кто покупает под воздействием эмоций. Так, 11% респондентов из этой группы покупали на панике, 31% — импульсивно и 36% — компульсивно.