Правозащитники просят финансовые власти и правоохранителей разобраться в ситуации с группой подростков, которых дропперы (люди, которых мошенники используют в качестве посредников для незаконного обезналичивания чужих денег. — FM) обманули на 30 млн рублей, пишут «Известия». Сбербанк, через который были проведены транзакции, требует возместить убытки. Письма в защиту группы подростков направлены в Банк России, Генпрокуратуру и Министерство внутренних дел (МВД).

800 тысяч рублей за овердрафт

Эта история произошла во Владимире. В ноябре 2020 года к Насте (имя подростка изменено) и другим несовершеннолетним (на тот момент им было 16-17 лет), которые состояли в одном кругу общения, обратились четверо знакомых с просьбой помочь в переводе крупной сумму денег. По словам «знакомых», провести транзакцию самостоятельно им мешали установленные банком лимиты на переводы. В качестве «компенсации за хлопоты» подросткам пообещали вознаграждение в размере до 15 тысяч рублей.

После получения средств несовершеннолетние должны были провести платежи в меньших суммах на счета других подростков — те снимали деньги в банкоматах и передавали «кураторам», которые, в свою очередь, относили средства организатору аферы. Так, Настя совершила пять перечислений по 150 тысяч рублей и одно — на 52 тысячи рублей, однако, как оказалось позже, переводы осуществлялись за счет технического овердрафта (краткосрочный кредит для дебетовых карт, который дает клиенту возможность потратить больше средств, чем находится на его счете. — FM). В Сбербанке, через который проходили платежи, объяснили, что в системе произошел технический сбой: на карте подростков отображалась якобы переведенная мошенниками сумма, однако фактически зачисления средств не произошло, поэтому все списания по итогу были произведены за счет банка. Так как получатель средств не сообщил, что деньги на его счет поступили по ошибке, Сбер посчитал это необоснованным обогащением и потребовал вернуть деньги. Кроме того, как рассказали матери Анастасии в банке, при образовании задолженности (на 14 апреля 2021 года она составляла почти 808 тысяч рублей) автоматически заключается кредитный договор (правда, банк не стал начислять проценты на сумму задолженности).

Обедневший Сбербанк

Многие родители, по словам матери Анастасии, не стали обращаться в правоохранительные органы, «смирились, устроились на работу и потихоньку выплачивают долг», однако она добилась открытия уголовного дела спустя два года — оно было заведено против неизвестного лица, потерпевшим признали Сбербанк. Тем не менее, у Дарьи (матери Анастасии, имя изменено) остались вопросы к кредитной организации: почему по счету прошел овердрафт, если он не предусмотрен по условиям обслуживания карты? Как банк разрешил такие большие перечисления по молодежной карте? И почему был оформлен кредитный договор, если его заключение с несовершеннолетними запрещено законом?

Чтобы обратить на ситуацию внимание властей, Дарья обратилась в фонд «За права заемщиков», который, в свою очередь, отправил письма с просьбой разобраться в проблеме в ЦБ, Генпрокуратуру и МВД. По словам эксперта фонда Аллы Храпуновой, правозащитники считают, что претензии банка к подросткам не до конца справедливы. Они также предполагают, что в структуре банка «был сотрудник или взлом системы», который поспособствовал техническому овердрафту, «превышающему все разумные пределы».

Член коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Джамали Кулиев, в свою очередь, считает, что требования Сбербанка к подросткам правомерны и полностью попадают под статью Гражданского кодекса (ГК) РФ о необоснованном обогащении. По его мнению, незнание детей о сути мошеннической схемы и введение в заблуждение в этом случае не имеют значения, поскольку мотив на необоснованное обогащение не имеет для суда юридического значения, важен сам факт причинения ущерба. Поэтому адвокат посоветовал не рассчитывать на положительный результат при обжаловании решения судов о взыскании средств.

Финансовая грамотность от дропперов

В пресс-службе ЦБ заявили, что подобная схема с дропперством пока не получила активного распространения, однако и Дарья, и правозащитники считают, что подобные аферы будут повторяться в будущем. В фонде «За права заемщиков» предложили скорректировать и настроить функционал карт, выдаваемых подросткам, и предусмотреть «некий триггер» оповещения родителей о нехарактерных для подростка платежах.

В регуляторе, в свою очередь, предложили защищать подростков с помощью «повышения финансовой грамотности» и разговоров с родителями, которые должны пояснять своим детям возможные последствия. Аналогичные меры в качестве решения проблемы назвали в пресс-службе уполномоченного при президенте по правам ребенка.