Согласно прогнозам ЦБ, в этом году Минфин не будет переходить к покупке юаней в рамках бюджетного правила, рассказала на пресс-конференции председательница Банка России Эльвира Набиуллина. «Мы по году в целом не видим того, что Минфин перейдет к покупке юаней. В отдельные месяцы операции могут зависеть от поступающей выручки, от цен. Но по году в целом мы такого не закладываем», — заявила она.

Министерство финансов с января 2023 года возобновило операции по покупке и продаже ликвидных активов в рамках бюджетного правила в пределах дополнительных или же, наоборот, недополученных нефтегазовых доходов. Операции по покупке или продаже валюты проводятся ЦБ на внутреннем рынке в валютной секции Московской биржи в инструменте «китайский юань-рубль».

Объем операций зависит от суммы нефтегазовых доходов федерального бюджета. В случае, если прогнозируемые нефтегазовые доходы превышают базовый месячный уровень, Минфин проводит операции по покупке ликвидных активов в объеме дополнительных нефтегазовых доходов. В случае прогнозирования в текущем месяце недополученных нефтегазовых доходов федерального бюджета проводятся операции по продаже соответствующего объема ликвидных активов.

С начала марта по май Минфин сокращал продажи юаней. Агентство Bloomberg даже полагало, что министерство может возобновить покупку иностранной валюты в Фонд национального благосостояния (ФНБ) уже в мае, поскольку нефтегазовые доходы стабилизируются на фоне роста цены нефти. Однако этого не произошло, и в июне Минфин, наоборот, увеличил покупку юаней.

«Важно подчеркнуть, что, действительно, очень бытует расхожее мнение, что направленность операций Минфина в рамках бюджетного правила каким-то образом влияет на динамику валютного курса. Вот это мнение ошибочно», — заявил на пресс-конференции заместитель председателя ЦБ Алексей Заботкин. По его словам, «побочный эффект бюджетного правила состоит в том, что операции Минфина в рамках бюджетного правила в точности компенсируют колебания нефтегазовых доходов и, соответственно, в тот период, когда на рынок поступает меньше валютной выручки (потому что цены на нефть низкие), Минфин компенсирует это, продавая валюту из ФНБ»: «А когда на рынок поступает больше валютной выручки, то, наоборот, этот избыток частично абсорбируется в ФНБ». «С точки зрения валютного рынка направленность операций Минфина в рамках бюджетного правила на самом деле на него не влияет: оно нейтрализует воздействие внешних факторов», — отметил он.