Крупнейшие российские банки начали предлагать клиентам кредиты наличными под формальные 3–4% годовых. По крайней мере, именно такие значения банки приводят в своих рекламных баннерах и релизах. Однако реальные ставки по тем же кредитам могут превышать 30%, пишет «Коммерсантъ». 

Так, ВТБ объявил о запуске с 1 июня кредитов наличными под ставку от 3,9% годовых. Аналогичные или даже ниже ставки уже предлагают Сбербанк (4%), Газпромбанк(4%), Альфа-банк (4%) и другие кредитные организации. Как пишет издание, банкиры не слишком охотно обсуждают разницу между рекламой и реальной стоимостью кредита. Лишь в Газпромбанке четко уточнили, что максимальная ставка без страховки составит 31,4% годовых. В ВТБ заявили, что ставки «определяются индивидуально», детали по этому кредиту спрятаны глубоко на сайте, в файле в формате excel. В Сбербанке уточнили, что ставка в 4% доступна только в первый месяц, а со второго месяца увеличивается до 12,5%.

Согласно данным ЦБ и Бюро кредитных условий, средневзвешенные рыночные ставки по кредитам наличными на конец первого квартала 2023 года составляла от 12 до 30% годовых в зависимости от срока кредита и типа продукта. 

ЦБ уже заявил, что знает о практиках, когда банки «стараются не акцентировать внимание клиентов на том, что низкая ставка по кредиту или займу действует недолго и только при покупке страховки или дополнительных услуг». Регулятор совместно с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) уже обращал внимание банков на то, что ценовые условия кредита должны быть очевидны для клиента.

«Мы рекомендовали указывать на сайтах банков условия изменения ставок и их возможные значения тем же шрифтом, что и наиболее привлекательные проценты по вкладу или кредиту, и не отображать одни параметры менее заметно, чем другие. Потребитель должен сразу видеть диапазон полной стоимости кредита и размер минимальной гарантированной ставки по вкладу», — отметил представитель ЦБ. При этом некоторые банки «стараются не акцентировать внимание клиентов на том, что низкая ставка по кредиту или займу действует недолго и только при покупке страховки или дополнительных услуг». По мнению регулятора, такие практики «не только вводят в заблуждение потребителей, но и ведут к нарушениям в сфере конкуренции».

Эксперты также считают, что ставки в 3–4% — не более чем маркетинговый ход. Как поясняет управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, если в анонсах банк указывает информацию по части привлекательности рекламируемого продукта, то и раскрытие полных условий кредитования обязательно. Они могут указываться мелким шрифтом или в виде ссылок на другие информационные источники.