Германия в целом готова использовать замороженные активы российских компаний и бизнесменов под санкциями для выплаты репараций Украине для восстановления страны, однако только при определенных условиях, пишет Bloomberg со ссылкой на источники в правительстве. Берлин пока не занял официальную позицию по этому вопросу, так как «вопрос сложный» и некоторые коалиции правящей партии не согласны с таким решением. 

В частности, министр иностранных дел Германии Анналена Бербок требует, чтобы Россия возместила ущерб Украине. Бывший сопредседатель партии «Зеленых» настаивает, чтобы на это пошли именно замороженные активы россиян и организаций из РФ под санкциями, пишет агентство со ссылкой на источники. 

Министр финансов Кристиан Линднер более осторожен в этом вопросе. По словам чиновников, он обеспокоен тем, что конфискация активов российского ЦБ может создать опасный прецедент, что может завести европейские страны и их союзников в юридическую трясину.

Если Берлин все-таки сможет принять положительное решение по вопросу выплаты репараций из замороженных средств России, то это может придать новый импульс дискуссиям в других странах Европейского союза, а также оказать определенное давление на США, которые также не раз высказывались о возможности конфискации этих активов и направлении их на помощь Украине. К тому же США сможет конфисковать активы Банка России, которые были заморожены еще весной 2022 года как ответ на начало военного конфликта. 

ЕС и государства из G7 заморозили около 300 млрд евро резервов ЦБ, а также заблокировали 19 млрд евро активов российских бизнесменов, которые попали под санкции в 2022 году.  

По словам одного из источников Bloomberg, вместо тотальной конфискации более выгодным с юридической точки зрения путем может стать конфискация активов только тех россиян, причастность которых к спецоперации России на Украине официально доказана. Однако такие дела могут занять годы — нужно пройти немало судебных разбирательств, поэтому идея о конфискации активов может просто свестись к некому моральному символизму. 

Пока конфискация активов — это только обсуждения в правительстве Германии. По словам собеседников агентства, Канцлер Германии Олаф Шольц хочет, чтобы любые действия в этом направлении были согласованы с союзниками и юридически выверены.

«Ущерб огромен, он составляет миллиарды и потребует от всего мирового сообщества выработки разумных решений», — заявлял журналистам в августе канцлер Германии. «Это будет большая, большая задача, которая имеет мало общего с планом Маршалла. Она будет больше», — добавил он тогда.

Подобные обсуждения ведутся и в других странах ЕС. Евросоюз «найдет законные способы» конфисковать российские активы, чтобы помочь финансировать восстановление Украины, заявила руководитель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, добавив, что блок будет стремиться создать структуру для управления этими средствами и инвестирования их на благо Киева.