Фото: Unsplash.com

Сбербанк закрывает представительство в Абу-Даби — Sberinvest Middle East Limited, рассказали Frank Media два контрагента кредитной организации.

Сбербанк презентовал его осенью 2020 года, получив разрешение от регуляторов России и ОАЭ. Руководители банка тогда говорили, что эта структура будет работать с экспортерами, а также станет лицензированным «исламским окном». Из данных публичного реестра страны следует, что компания имеет разрешение на инвестиционное консультирование и организацию сделок и выдачи кредитов. Sberinvest не имел доступа к работе с розничными клиентами, а также был ограничен «в праве контролировать активы клиентов».

Подсанкционному банку без доступа к системе SWIFT сейчас практически невозможно работать в регионе, утверждает один из госбанкиров, опрошенных Frank Media. По его мнению, крупные игроки, попавшие под санкции, смогут там работать либо через средние и небольшие банки, либо через местных посредников. О том, что небольшие банки в ОАЭ готовы работать с российскими игроками и даже открывают для этого специальные компании, писал Bloomberg.

Во время октябрьской встречи с президентом РФ Владимиром Путиным правитель ОАЭ Шейх Мухаммед бен Заид Аль Нахайян заявил, что в стране Персидского залива работает около 4000 компаний с российскими корнями. За год количество российских компаний, открывающих представительства в Эмиратах, выросло в семь раз — с начала этого года в стране открылось свыше 700 фирм.

Частные несанкционные банки перестраивают бизнес под нужды клиентов и вполне могут занять место Сбербанка. Например, МТС-банк получил разрешение местного регулятора, и открывает филиал в Дубае. Источник Frank Media уточнил, что банк получил разрешение на открытие в конце ноября. МТС-банк почти на 100% принадлежит одноименному оператору связи (входит в АФК «Система»).

АФК «Система» однажды уже подставила плечо Сбербанку — в марте она выкупила 49% акций УК «Сбербанк Управление активами» (ныне УК «Первая» — FM). Представитель УК сообщал, что госбанк полностью вышел из состава ее акционеров, что подтвердила и его пресс-служба.

Frank Media направили запросы в Сбербанк и МТС-банк, а также в Управление по регулированию финансовых услуг международного финансового центра Abu Dhabi Global Market.

Еще одним заметным игроком на рынке трансграничных расчетов с ОАЭ мог стать казанский Ак Барс Банк.

«Наш бизнес и бизнес наших клиентов сориентировался на Ближний Восток, — рассказывала во время конференции по факторингу в начале декабря управляющий директор по ВЭД Ак Барс банка Наталья Шаламова. — Очень большое количество экспортеров перешли на дирхам как основное средство расчетов». Она называет такой выбор «обоснованным» и связывает с тем, что курсообразование дирхама, жестко привязанное к доллару США и стабильное с 1997 года, более понятно для компаний из России. Именно это делает валюту ОАЭ очень привлекательным для расчетов, резюмирует она.

Шаламова рассказала, что благодаря «заслугам казначейства» «Ак Барса», банк может через партнеров делать конверсию валюты в больших объемах.

В структуре валютных платежей корпоративных клиентов «Ак Барса», по ее словам, 65% приходятся на дирхамы и лишь 14% на доллары США. У «АК Барса» два банка-корреспондента для операций в дирхамах: Mashreq Bank и Banque Misr, и она надеется, что вскоре банк договорится с третьим — First Abu Dhabi Bank.