К началу осени почти 90% российских банков имели счета в китайских юанях, в долларах – только 63%, в казахстанских тенге и белорусских рублях – более 50%, в турецких лирах – четверть, а в киргизских сомах и таджикских сомони – пятая часть, пишет «Коммерсант», который провел анализ 50 крупных российских кредитных организаций (не считая тех, кто попал под блокирующие санкции). Кроме того, как минимум, семь банков открыли корсчета в банках ОАЭ (преимущественно в Mashreq Bank) и Узбекистана. Исходя из информации на официальных сайтах, в валютах стран ближнего зарубежья за последние полгода корреспондентские счета открыли 22 российские кредитные организации.

Кроме того, издание отмечает, что охват рынка прямой корсетью не очень широкий. Например, у половины банков, имеющих юаневые счета, расчеты проводятся через дочерние структуры китайских банков в Москве. Однако, как рассказали газете банкиры, часто кредитные организации могут не афишировать новые зарубежные связи из-за опасения иностранных банков-корреспондентов появляться в публичном поле рядом с российскими партнерами.

Некоторые опрошенные «Коммерсантом» участники рынка жалуются на долгий комплаенс при открытии корсчета со стороны зарубежных контрагентов. «Сейчас оценивается деловая репутация: твой банк должен отсутствовать в санкционных списках, а среди акционеров и топ-менеджеров не должно быть политически ангажированных лиц», — говорит председатель совета директоров Петербургского социального коммерческого банка (ПСКБ) Владимир Прибыткин. Впрочем, иногда комплаенс проходит и достаточно быстро. Например, при открытии банком «Держава» корсчета в китайском банке процедура заняла месяц, рассказал «Коммерсанту» предправления кредитной организации Алексей Скородумов. Однако у находящегося на этапе комплаенс-проверки для открытия прямых корсчетов в турецкой лире и дирхамах Абсолют-банка процесс уже занимает 2,5-3 месяца. Его предправления Татьяна Ушкова связывает такой срок, в частности, с очередью из российских банков, сформировавшейся у зарубежных кредитных организаций.

В банках Казахстана и Киргизии сейчас наблюдаются сложности с согласованием и открытием корсчетов по формальным причинам, рассказывает предправления Реалист-банка Владимир Эльманин. Банки ОАЭ «с трудом принимают доллары и евро из России даже из несанкционных банков», отмечает директор отдела форензик компании Kept (прежде была частью международной сети KPMG) Елена Петерсон: «Опции расчетов в рублях предлагают несколько фининститутов, развитие коротношений «обещается», но на практике на сегодняшний день затруднено», — говорит она.