Фото: Unsplash

Этой весной евро бьет антирекорды стоимости. Нынешние минимумы, похоже, не предел.  На 2022 год у экономистов для европейской валюты прогнозы мрачные: евро не просто будет двигаться к паритету с долларом, но и, вероятно, достигнет его. Frank Media разбирались, в чем причины небывалого ослабления евро и что может быть дальше.

По состоянию на 12 мая евро опускался до $1.0376 — впервые за почти шесть лет. Сопоставимых уровней европейская валюта достигала лишь в декабре 2016 года. Тогда рынки лихорадило после результатов референдума о выходе Великобритании из ЕС. Сейчас проблем у Европы гораздо больше. Главные из них лежат в геополитической плоскости: конфликт России с Украиной, миграционный кризис, санкции, прервавшие финансовые и торговые отношения с РФ.

Помимо геополитики есть и экономические вызовы. Один из них — рекордная инфляция. Согласно майскому докладу Еврокомиссии, в апреле она достигла 7,5%. Это стало самым высоким показателем за всю историю ее наблюдений в единой Европе. Инфляция здесь начала разгоняться еще во время пандемии из-за нарушения логистических цепочек. Помогало ей и беспрецедентное денежное стимулирование экономики Европейским центральным банком (ЕЦБ), скупавшим гособлигации стран-членов ЕС, и мягкая кредитно-денежная политика.

С 2022 года заметнее всего давят на рост цен в Европе рынки сырья. Стоимость барреля эталонной марки нефти Brent с конца февраля находилась в районе $100. Цены на газ в ЕС этой весной несколько раз обновляли исторические максимумы. Помимо цен на сырье появился еще один инфляционный драйвер — продовольствие. Зарубежные политики всерьез говорят о продовольственном кризисе, который может разразиться в ЕС. «Россия и Украина представляют четверть мирового экспорта зерновых. Почти 50 государств мира зависят от этих двух стран на более 30% своего продовольственного импорта. В марте цены на зерновые и основные продовольственные продукты достигли исторического максимума», — предупредил в начале мая глава правительства Италии Марио Драги. Генсек ООН Антониу Гутерриш призвал наладить поставки продовольствия и удобрений из России, Украины и Белоруссии и их беспрепятственный доступ на мировые рынки через альтернативные маршруты.

Слабость евро делает товары, номинированные в долларах или в другой валюте, более дорогими. «Упускать из виду обменный курс евро к доллару — большая ошибка при импортируемой инфляции», — цитирует FT главного инвестиционного директора крупнейшего в Европе управляющего Amundi Винсента Мортиера, который критикует нерешительность европейского регулятора. В Европе ждут от ЕЦБ повышения базовой и депозитной ставок, которое поможет контролировать рост цен и поддержит евро. Пока обе ставки на рекордно низких значениях – 0% и минус 0,5% соответственно. «Полагаем, что в ближайшее время ЕЦБ поднимет депозитную ставку до нуля, и этим все ограничится. Если бы регулятор был нацелен на борьбу с инфляцией, ставка могла бы быть и 1,5% «, — пессимистичен Мортиер. По его мнению, повышение ставок, а тем более поддержка курса евро, сейчас не в приоритете для ЕЦБ. Регулятор стремится сохранить «целостность еврозоны» за счет снижения разрыва в стоимости заимствований между членами ЕС, уверен Мортиер. В вопросах борьбы с инфляцией действия ФРС выглядят более эффективно, заключает он.

Бороться с инфляцией ЕЦБ сложнее, чем ФРС, не соглашается главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Интересы стран ЕС очень разнородны. С одной стороны, есть Германия, которой важно сохранить стоимость накопленных резервов. С другой стороны, Италия и Испания. Они к инфляции толерантны — она уменьшает стоимость их долгов, напоминает Орлова. «ЕЦБ вынужден искать между ними компромисс и параллельно демонстрировать предсказуемость рынкам. Например, несмотря на критику, исполнять обещания по выкупу госдолга закредитованных стран», — говорит она.

На последней пресс-конференции глава ЕЦБ Кристин Лагард заявила, что четких сроков, когда начнется повышение ставок в еврозоне, нет, напоминает аналитик ФГ «Финам» Александр Потавин. Одна из возможных ближайших дат, о которой говорят европейские экономисты, это июль.

В турбулентное время рынки капитала перекладываются в доллар. Кроме того, его поддерживают и доходы США от сырьевой ренты, напоминает Орлова. А на слабеющем евро крупные институциональные инвесторы наоборот пытаются заработать. По данным Bloomberg, хедж-фонды в апреле вложили около $7 млрд условной стоимости в паритетные ставки на опционы. Инвестбанки HSBC и RBC Capital Markets прогнозируют, что евро достигнет паритета с долларом уже в этом году – впервые с момента запуска единой валюты. Amundi ожидает паритета в ближайшие полгода.

Собеседники Frank Media пока не так уверены в неизбежном паритете. «В базовом сценарии держим курс на уровне $1,05/евро. Однако в условиях дальнейшего ужесточения политики ФРС и сохраняющейся осторожности ЕЦБ не исключаем паритета в третьем квартале», — говорит главный экономист BCS Global Markets Наталья Лаврова. «Открытие инвестиции» сохраняет прогноз среднего курса 1,07/евро по году. «Финам» дает прогноз лишь на ближайшие месяцы — 1,04-1,05/евро и может изменить их в зависимости от новых экономических данных по ЕС.

Пока макроэкономические прогнозы для Европы ухудшаются. Рост реального ВВП в ЕС будет на уровне 2,7% в 2022 году и 2,3% в 2023 году вместо запланированных 4,0% и 2,8%, говорится в материалах Еврокомиссии. Опросы промышленников показывают рост озабоченности, но в секторе услуг сохраняется оптимизм, связанный с отменой коронавирусных ограничений на турпоездки, замечает директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг. Вероятно, в целом по ЕС сокращение промышленного производства будет компенсировано восстановлением в сфере услуг, но в конкретных странах этот эффект будет различным, добавляет он. По его прогнозам, уход евро ниже паритета возможен, но просадка не будет глубокой. «Думаю, дешевым евро будет оставаться от 6 до 9 месяцев. Затем все же произойдет улучшение торгового баланса, связанное с перестройкой цепочек поставок и удешевлением энергоносителей», — заключает Вайсберг.

Что касается курса евро к рублю, на Мосбирже он обычно формировался через кросс-курс к доллару. Теперь на него сильнее влияют другие факторы. (Подробно об особенностях курсообразования в РФ Frank Media писали здесь). «Сейчас, когда внутренний валютный рынок фактически отключен от международного, задавленный курс евро и доллара являются лишь следствием наложенных ограничений ЦБ и сильного торгового баланса России», — напоминает Потавин. Поэтому курсы доллара и евро к рублю продолжат зависеть от решений российского регулятора, а не динамики пары евро-доллар на внешнем рынке, соглашается эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Бабин.

Накопленный эффект от санкций и постепенное ослабление валютных ограничений тем не менее сулят ослабление рублю в 2022 году. Например, Минэкономразвития ожидает курс доллара к концу года на уровне 76 рублей против текущего уровня 63,5 рубля. «Наш базовый прогноз предполагает ослабление российской валюты во втором полугодии и возвращение курса доллара к рублю в широкий диапазон 83-100 рублей. При текущем курсе евро к доллару это будет означать диапазон 87-105 для евро/рубля», — заключает ведущий аналитик отдела глобальных исследований «Открытие Инвестиции» Олег Сыроваткин.