Более трети российских банков с базовой лицензией и капиталом от 300 млн рублей до сих пор не определились с бизнес-моделью, а многие из небольших кредитных организаций можно назвать «спящими», поскольку они принимают пассивную бизнес-модель и не работают как финансовые посредники или кредиторы, заявила в интервью агентству «Интерфакс» зампред ЦБ Ольга Полякова.

Полякова напомнила о переходе на пропорциональное регулирование, когда регулирование для небольших банков было облегчено, но при этом они оказались ограничены в проведении высокорискованных операций.

«Расчет был на то, что постепенно эти банки смогут адаптироваться к новым правилам, продолжат кредитовать малый и средний бизнес соответственно запасу капитала, сохранив возможности проведения расчетных операций, некоторых операций с ценными бумагами. Отмечу, что результат несколько отличается от наших ожиданий. Практика показала, что, к сожалению, более трети таких банков до сих пор не определились с бизнес-моделью», — сказала Полякова.

Зампред ЦБ предположила, что такой результат может быть связан с тем, что реформа произошла незадолго до пандемии коронавируса, которая осложнила ситуацию и условия для развития.

«К сожалению, мы видим, что многие из небольших банков принимают пассивную бизнес-модель. Мы называем их «спящие банки», потому что они не работают как финансовые посредники и не кредитуют», — добавила Полякова.

По словам Поляковой, в целом у банков с базовой лицензией среднегодовой прирост портфеля составляет менее 1%, несмотря на большой запас капитала. Такие банки вкладывают свою ликвидность либо в депозиты в Банке России, либо в ОФЗ, а «слишком слабый аппетит» к риску негативно сказывается на их общей эффективности и прибыльности, отметила Полякова.

«Нам как надзору важно понимать стратегию таких банков, их будущее. Банк может продолжать «спать», а потом собственник, не увидев перспектив, может принять решение сдать лицензию и добровольно уйти с рынка, расплатившись со всеми вкладчиками и кредиторами. Это ответственная позиция … Либо, наоборот, банк может пуститься во все тяжкие, совершать схемные или незаконные операции, что мы, к сожалению, тоже иногда наблюдаем, в результате мы вынуждены отзывать лицензию у таких банков», — добавила зампред ЦБ.

Полякова заключила, что окончательный вывод о нежизнеспособности банков с базовой лицензией пока делать не стоит, поскольку многие кредитные организации продолжают искать свою нишу в текущих обстоятельствах.