• Банки вводят услугу снятия наличных в кассах магазинов
  • Основой идеолог проекта — платежные системы, но он также интересен и банкам
  • Банки заинтересованы работать с сетевыми магазинами
фото: pxhere

Банки тестируют услугу по выдаче наличных на кассе магазинов при условии совершения покупки по безналу. В проекте заинтересованы платежные системы, которые хотят увеличить безналичный оборот. Банки смогут оптимизировать затраты на сети банкоматов и заработать на эквайринге.

Детали. Крупнейшие российские банки хотят распространить пилотный проект по снятию наличных в кассах магазинов на всю Россию, сумма снятия за один раз составит до 3 тыс рублей, сообщил РИА Новости вице-президент Ассоциации банков России (АБР) Алексей Войлуков. 

Как пояснил Войлуков Frank Media, с этой инициативой изначально выступили платежные системы, их цель – стимулировать безналичный оборот. «Для граждан это возможность получать в торговых точках небольшие суммы денег», — добавил Войлуков.

Ограничение по сумме снятия нужно с точки зрения безопасности. Лимит в размере 3 тыс рублей платежные системы установили для бесконтактной оплаты: покупателю не нужно вводить пин-код при покупке на сумму меньше этой. 

Экономика проекта. Логика проекта предполагает, что покупатель не платит комиссию за снятие наличных со своей карты в кассе магазина, хотя руководитель отдела продуктов по управлению денежными потоками Райффайзенбанка Алексей Крохин говорит, что решение о комиссии с держателя карты эмитенты принимают индивидуально.

Единственное условие для снятия наличных — это совершение покупки на любую сумму. «Пока нет необходимого минимума трат для получения наличных, но не исключено, что он появится», — говорит Войлуков. 

В случае отсутствия комиссии за снятие у банка-эмитента нет прямого заработка в рамках этого проекта. Но с помощью этой опции банки могут оптимизировать затраты на банкоматные сети, увеличив географию присутствия и охватив точки в удалённых регионах, говорит Войлуков. Также банк зарабатывает на эквайринге с тех транзакций, который покупатель делает для того, чтобы снять наличные. 

Магазины же получают больше покупателей, и не только. Как рассказывает источник Frank Media в одном из банков-участников проекта, торговая точка получает дисконт по уплачиваемой банку эквайринговой комиссии за счет преференций со стороны платежной системы, которая таким образом стимулирует эти платежи. 

Банки-участники. Пилот тестируют уже несколько крупных банков: Сбербанк с проектом «Покупка с выдачей», «Русский Стандарт» с проектом «Наличные с покупкой» в сообществе магазинов под брендом «Фасоль». Также о своем участии Frank Media сообщили в Райффайзенбанке, а о разработке проекта — в Альфа-Банке. Росбанк планирует присоединиться к новому сервису в качестве эмитента, то есть его клиенты смогут снимать наличные при совершении безналичной покупки по карте.

В пресс-службе Русского Стандарта сказали, что снять в магазинах можно суммы, кратные 100 рублям, но не больше 5 тыс рублей. «Наибольший интерес к подключению услуги выразили торговые сети сегмента food retail: удобно заскочить в магазин по пути и снять наличные при совершении покупки. Также есть интерес со стороны ресторанов, где часто требуются наличные на чаевые, такси»,- добавили в банке.

Райффайзенбанк также предоставляет возврат в пределах 5 тыс рублей по своим картам MasterCard. «Банк планирует подключать сервис у крупных сетевых клиентов с существенным количеством торговых точек — от 10», — сообщил Крохин из Райффайзенбанка. 

С торговыми сетями планирует работать и Альфа-Банк. По мнению руководителя дирекции развития эквайринга Дениса Хренова, сервис будет востребован в небольших торговых сетях, торгующих продовольственными товарами, преимущественно в малых городах или поселках, где недостаточно банкоматов в свободном, круглосуточном доступе. При этом банк не видит в качестве целевого ориентира привлечение несетевых ритейлеров. 

Вывод. Войлуков говорит, что реализация этого проекта не потребует внесения поправок в законодательство. В то же время необходимо узнать позицию Роспотребнадзора, не является ли совершение покупки для возможности получить наличные навязываемой услугой. АБР направила запрос в ведомство.