• В апреле отток валюты из банков замедлился
  • Граждане забрали почти $1 млрд из трех банков с самым сильным оттоком
  • Это в несколько раз меньше, чем было в марте
фото: pxhere

В апреле отток средств с валютных вкладов и счетов граждан замедлился, показали расчеты Frank RG на основе отчетности банков по форме 101.

Детали. Из трех банков с самым сильным оттоком валюты граждане забрали почти $1 млрд вместо $3,6 млрд в марте.

Большая часть пришлась на ВТБ: вкладчики сняли со счетов и вкладов госбанка $559,3 млн. На втором месте — Сбербанк, там отток составил $286,3 млн.

Ситуация на рынке в целом стабилизировалась по сравнению с предыдущим месяцем, отметили в пресс-службе ВТБ, поэтому отток средств со счетов замедлился. 

В условиях пандемии население сосредоточилось на текущих расходах, предпочитая «держать деньги под рукой», сказали в госбанке. Поэтому так же, как и в марте, переток валютных вкладов происходил на текущие рублевые и накопительные счета, а также в инвестпродукты. Фактически, бОльшая часть средств осталась в периметре банка и группы, подчеркнули в пресс-службе ВТБ.

В пресс-службе Сбербанка сказали, что данное сокращение нельзя полностью трактовать как «отток», так как в апреле было сильное укрепление рубля, часть клиентов конвертировали средства в рубли.

Из крупнейшего частного банка — Альфа-Банка — вкладчики забрали $116,1 млн. В топ-5 банков по апрельскому оттоку валюты вошли также Росбанк и Россельхозбанк. Общий объем средств граждан в валюте в этих банках сократился на $65,4 млн и $58,8 млн соответственно.

Отток валюты происходил в основном за счет снятия средств со срочных вкладов. Так, с депозитов в Сбербанке и ВТБ граждане забрали $294,9 млн и $543,2 млн соотвественно. По расчетам Сбербанка, сокращение валютных вкладов было менее $200 млн с учетом движения кросс-курсов валют, сообщили в пресс-службе госбанка (банк включил в расчет также движение по счетам в драгметаллах).

В Альфа-Банке, напротив, отток со срочных депозитов составил лишь половину от общего — $63,8 млн.

Мнение эксперта. Крупные вкладчики могли заинтересоваться фондовым рынком после снижения ставок по валютным депозитам, считает аналитик S&P Роман Рыбалкин. Также в апреле у вкладчиков прошел первоначальный шок от событий марта, добавляет он. 

Рыбалкин описывает общую механику движения средств во время кризиса: момент шока, резкое движение в начале, остаточное движение в следующем месяце и стабилизация. «Похожая ситуация наблюдалась в конце 2014 года, когда в декабре фиксировались резкие движения по вкладам, а в январе — остаточные явления. В 2008 году пик оттока средств из банковского сектора пришелся на октябрь с остаточными движениями в ноябре, в декабре же ситуация относительно стабилизировалась», — объясняет эксперт.

Граждане также меняли валюту на рубли перед самоизоляцией или переводили ее в наличность, полагает Рыбалкин. Из-за этого объем валютных депозитов сильно сократился, а рублевые пассивы были стабильны за счет более высоких процентных ставок.

Контекст. О том, что отток вкладов из банков в апреле замедлился, говорила глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Она отметила, что объем депозитов в апреле вырос на 0,8% после оттока на 1% в марте.

Глава Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Юрий Исаев заметил, что в 1 квартале на фоне снижения курса рубля доля валютных вкладов выросла до 22,1%. Но уже в апреле из-за укрепления рубля снизилась до 20,7%.

Зачем вам об этом знать. Замедление оттока валюты из банков — признак стабилизации ситуации на рынке. Банкам валюта не особо нужна была и до кризиса — они снижали и продолжают снижать сейчас ставки по валютным вкладам.

Во времена финансовых кризисов банкирам важно оставаться в курсе текущих новостей. Подпишись  на наш телеграм – канал Frank RG (https://t.me/frank_media) чтобы оперативно получать данные о ситуации в банках и экономике. Не пропусти, когда начнется!