Дополнительный бизнес кредитных рейтинговых агентств пока не может занять значимую долю в их бизнесе, следует из их отчетности, на которую ссылается “Коммерсантъ”. Речь идет о дочерней компании «АКРА Риск-менеджмент» (АКРА РМ), которая на 100% принадлежит АКРА, а также об информационно-аналитической компании «Эксперт Бизнес-Решения» (ЭБР), где 19,9% долей принадлежит рейтинговому агентству «Эксперт РА». У кредитных рейтинговых агентств НКР и НРА, по данным СПАРК, нет таких “дочек”.

АКРА РМ специализируется на услугах в области создания и поддержания инфраструктуры для компаний специального назначения (SPV), услугах по ESG-трансформации и подготовке нефинансовой отчетности, услугах по совершенствованию элементов систем управления рисками компаний. ЭБР же занимается проведением деловых конференций, а также оказывает аналитические услуги по подготовке секторальной и отраслевой аналитики, некредитных рейтингов и рейтингов.

Как свидетельствует бухгалтерская отчетность, доля бизнеса этих компаний в выручке рейтинговых агентств остается невысокой — 9–10%. В частности, по итогам 2023 года выручка АКРА РМ выросла на 34,5%, до 60,6 млн рублей, а выручка у ЭБР выросла на 60,8%, до 61,8 млн рублей. Вместе с тем они превысили показатели рейтинговых агентств от оказания дополнительных услуг — 43,8 млн рублей у АКРА и 35,5 млн рублей у «Эксперт РА». Притом себестоимость продаж у компаний выросла более чем на 90% — у АКРА РМ до 54,5 млн рублей, у ЭБР до 31,1 млн рублей. Из-за этого чистая прибыль обеих компаний существенно снизилась: у АКРА РМ на 58,3%, до 5,3 млн рублей, у ЭБР — на 50,2%, до 8,6 млн рублей.

В отличие от большой международной тройки — Moody`s, S&P, Fitch Ratings,— в структуре российского рейтингового бизнеса доля выручки от нерейтинговых услуг крайне мала, говорит гендиректор «Бизнесдрома» Павел Самиев. По его словам, перспектив для того, чтобы она сравнялась с рейтинговой выручкой нет: она и дальше будет на порядки меньших объемов. Он считает, что там, где у компаний есть такие преимущества: например, компетенции в анализе риск-моделей, рейтинговый консалтинг, этот рынок достаточно узкий с точки зрения спроса. Однако и там конкуренция высокая — на рынке сейчас есть несколько компаний, которые оказывают такие услуги и при этом являются независимыми от рейтинговых агентств, тогда как при оказании подобных услуг со стороны рейтинговых агентств есть риски во избежание использования инсайда.