На карты международных платежных систем Visa и Mastercard приходится порядка 40% всего российского оборота по банковским картам, однако эта доля будет снижаться, прогнозирует гендиректор Национальной системы платежных карт Владимир Комлев. По его словам, снижение будет естественным процессом, который НСПК и ЦБ ускорять не будут.

Если говорить о карточных транзакциях, я, наверное, не сильно совру, если скажу, что 40% оборотов еще проходят по пластику старых, ушедших с рынка платежных систем Visa Mastercard. <…> Я правда думаю, что сейчас это будет очень естественный плавный процесс, который и регулировать, честно говоря, не надо. Он естественным образом, таким экономическим, сойдет на нет. Это все был уже достаточно тонко настроенный процесс. Мы для себя приняли такую принципиальную позицию, сделали «freeze», и вот этот состояние мы поддерживаем.

Владимир Комлев в интервью Frank Media

По его прогнозам, в 2025-м году, когда оборот по картам МПС снизится до той отметки, что банкам будет невыгодно держать их в портфеле рынок может сам отказаться от их использования. К концу 2024 года на карты «Мир» будет уже приходиться 70% оборотов. «Оно, наверное, постепенно, как я уже говорил, само отомрет, и нам, наверное, надо будет вместе с банками в какой-то момент сказать: «Ребят, осталось три карты, две транзакции. Давайте закроем эту тему синхронно, все вместе, подчистим балансы, и больше эти карты с какого-то момента не ходят». — сказал он.

Решение нужно будет принимать обоснованно, исходя из интереса всех участников и не когда оборот составляет 40%, следует из его слов. Он добавляет, что с таким запросом к НСПК обращаются некоторые банки. Однако, по его мнению, лучше дождаться снижения оборота по ним.

«Костов» очень много, на объем бизнеса, который будет составлять 10% от карточного портфеля. Я думаю, что на 2025-й похоже. Можем делать ставки. Я выиграю все равно. 

Владимир Комлев в интервью Frank Media

Visa и Mastercard одновременно объявили, что приостанавливают работу в России в марте 2022 года после начала военного конфликта на Украине. С тех пор доля оборота МПС неуклонно снижалась, как и падало число карт, однако регулятор не запрещал их оборот внутри страны. Комлев назвал такое решение правильным.

Однако тогда, по его словам, было решено ограничить возможность приема этих карт для новых игроков рынка эквайринга. В НСПК сочли, что «заниматься развитием и созданием новых бизнес-сущностей» для карт ушедших платежных систем было бы неправильным, указал он. «Да, мы делали всю техническую часть, но это не значит, что мы на свое усмотрение выдавали бы какие-то идентификаторы. Это все был достаточно тонко настроенный процесс. Мы для себя приняли такую принципиальную позицию, сделали «freeze», и вот это состояние мы поддерживаем». — резюмировал он.