Российский Центробанк продолжает фиксировать снижение жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов. Согласно отчету ЦБ, опубликованному на его официальном сайте, за девять месяцев 2023 года регулятор получил 244,6 тысяч жалоб, что на 8,9% меньше аналогичного показателя прошлого года. В первом полугодии число жалоб снизилось на 11,4%.

Количество жалоб уменьшилось в основном за счет сокращения обращений по санкционным темам — примерно в восемь раз по сравнению с годом ранее (с 23,4 тысяч до 2,8 тысячи). Граждане стали реже жаловаться на банки (-9,8%), в том числе на потребительское (-6,8%) и наиболее заметно — на ипотечное кредитование (-20,5%).

Главным фактором роста жалоб стали обращения, связанные с работой микрофинансовых организаций (+15,2%). ЦБ отмечает, что большое число однотипных жалоб на МФО касались пересчета задолженности по займам и содержали просьбу о пересчете задолженности без привязки к нарушению прав. По результатам рассмотрения некоторые из них оказывались необоснованными.

Также граждане активно жаловались на субъектов страхового дела (рост обращений составил почти 20%, всего поступила 46,1 тысяча жалоб). Число жалоб на ОСАГО увеличилось на 23,5%, до 37,9 тысячи. В сообщении ЦБ указано, что динамику жалоб на ОСАГО и страховщиков в целом определяли «массовые шаблонные жалобы на неверное применение коэффициента за безаварийную езду (КБМ)», при этом они касались общей проверки страховой истории заявителя, а не конкретных нарушений со стороны страховых организаций.

Кроме того, в 4,2 раза снизилось число жалоб на профессиональных участников рынка ценных бумаг — за счет санкционных жалоб, а также по другим темам. Также почти на 40% сократилось число обращений, связанных с мисселингом (продажи одного финансового продукта под видом другого – прим. FM), в том числе по продуктам инвестиционного страхования жизни (-35,4%).