Депутаты хотят обязать банки и микрофинансовые организации (МФО) предупреждать клиентов об опасности кредитов и займов — в рекламе этих продуктов должна быть информация о риске личного банкротства и нищеты. Соответствующий законопроект с поправками в закон «О рекламе» подготовили депутаты ЛДПР во главе с Леонидом Слуцким, с документом ознакомились «Известия».

В пояснительной записке говорится, что, по данным Росстата и ЦБ, средняя кредитная задолженность на домохозяйство выросла до 509,6 тысяч рублей, а количество граждан-банкротов в первом квартале 2023 году выросло на 40,3% и составило 76 тысяч человек. В связи с этим депутаты предлагают напоминать людям о рисках, которые несут неоплаченные займы, перед принятием решения о заключении кредитного договора с банком или МФО.

Так, по словам лидера ЛДПР Леонида Слуцкого, реклама таких услуг, «по аналогии с оформлением упаковок табачных изделий», должна содержать следующую фразу: «Кредит может стать причиной личного банкротства и нищеты». Он считает, что «агрессивный пиар» создает ложное представление о кредите как о «легком решении любых проблем и самом быстром пути исполнения желаний», что подталкивает граждан, попавших в тяжелую финансовую ситуацию, тратить незаработанные деньги — это, по мнению депутатов, уменьшает их шансы на улучшение качества жизни. «Людей откровенно провоцируют жить не по средствам. Мы знаем не одну историю семей, лишившихся единственного жилья из-за кредитной кабалы», — подчеркивает Слуцкий.

Зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам и член фракции ЛДПР Каплан Панеш считает, что инициатива депутатов ЛДПР заслуживает поддержки. Так, по данным Frank RG, только за июнь банки предоставили физлицам более 4,5 млн кредитов на общую сумму 1,47 трлн рублей, что является рекордом для России. Однако рост ВВП и доходов граждан, отмечает Панеш, «заметно уступает темпам закредитованности» — значит, люди занимают деньги «не для улучшения условий жизни, а для сохранения хотя бы привычного уровня потребления», зачастую даже не имея четкого плана погашения долга. Задача законопроекта, по его мнению, заключается в том, чтобы «послать сигнал: кредит — не баловство, а бремя».

Но не все члены Госдумы поддержали законопроект даже на этапе разработки. Так, первый зампред комитета ГД по экономической политике Николай Арефьев считает, что включение в рекламу кредитов и займов предупреждения о рисках этих продуктов будет избыточной нормой. По его словам, люди, как правило, обращаются в банки «только при крайней необходимости»: при покупке жилья, организации свадьбы и других тратах, поэтому «одна строчка об угрозах банкротства» вряд ли остановит их от приобретения кредита.

ЦБ уже не раз говорил о своей обеспокоенности темпами розничного кредитования. Так, по словам директора департамента финансовой стабильности Банка России Елизаветы Даниловой, темп роста в годовом выражении достиг 20%. Она также допустила, что регулятор может пересмотреть подход к ограничивающим мерам — как к количественным ограничениям и надбавкам, так и к самому показателю предельной долговой нагрузки. Такое же мнение позже высказала и преседательница ЦБ Эльвира Набиуллина. В частности, в конце июня регулятор сообщил, что с сентября повышает макропруденциальные требования по необеспеченным потребительским кредитам. Это сделано для того, чтобы банки имели запас капитала на случай роста потерь по потребительским кредитам.