В 2023 году на должность глав сразу двух центральных банков были назначены женщины: Хафизе Гайе Эркан возглавила финансовый регулятор Турции, а Мишель Баллок – Австралии. Вместе с своими коллегами, председательницей российского ЦБ Эльвирой Набиуллиной и президентом Европейского центрального банка (ЕЦБ) Кристин Лагард, они входят в очень небольшое число женщин, возглавляющих центральные банки, и эту ситуацию необходимо менять, считает Андреа Папук, редактор раздела «Bloomberg Opinion».

22 женщины

Согласно индексу гендерного баланса (GBI) на 2023 год, опубликованному Официальным форумом монетарных и финансовых институтов (OMFIF), до назначения Эркан и Баллок только 22 женщины возглавляли центральные банки из 186 регуляторов. Это всего на одну женщину больше, чем в 2014 году, когда был впервые опубликован GBI. Для сравнения, по данным исследования, опубликованного в прошлом году в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS), женщины занимают 25% должностей старшего звена и 37% должностей младшего звена в ведущих университетах и бизнес-школах мира.

До проведения исследования OMFIF в 2023 году только Россия, ЕС и Мексика имели женщин-руководителей своих ЦБ среди стран Большой двадцатки (G20). Хотя Федеральную резервную систему (ФРС) США в настоящее время и не возглавляет женщина, американские региональные отделения имеют хорошие показатели в индексе GBI. Индекс GBI оценивает центральные банки, коммерческие банки, пенсионные фонды и суверенные фонды по соотношению женщин и мужчин в их руководящем составе.

Как отмечается в отчете OMFIF, в целом гендерный баланс в центральных банках «движется в правильном направлении», однако, изменения происходят в основном на уровне исполнительных органов и советов директоров, а не на уровне кресла председателя, что подчеркивает важность формирования кадрового резерва из женщин-руководителей. Кроме того, продолжает оставаться проблемой разрыв в оплате труда между мужчинами и женщинами.

Разнообразие даст лучшие результаты

Как пишет Андреа Папук, президент Европейского центрального банка (ЕЦБ) Кристин Лагард, пожалуй, самая известная в мире женщина-центральный банкир со времен Джанет Йеллен, возглавлявшей Федеральную резервную систему США, в начале этого года откровенно рассказала о том, что всю свою карьеру она была окружена, в основном, мужчинами. По ее словам, разнообразие даст лучшие результаты.

В мае Международный валютный фонд (МВФ) выпустил рабочий документ, направленный на более глубокое изучение гендерных моделей в центральных банках и поддержку женщин. «Если центральные банки неравны по своей структуре, и если это отсутствие разнообразия сохраняется, то нормы и ценности, исходящие из этих банков, могут не поддерживать гендерное равенство в обществе», — говорится в документе МВФ.

Центральным банкам, как и всему финансовому миру в целом, предстоит пройти долгий путь к достижению гендерного паритета, считает Андреа Папук. «При более широком руководстве эти учреждения будут иметь больше возможностей для оказания влияния на политику, направленную на устранение неравенства в обществе в целом», — пишет автор статьи.

Разгрести бардак и все исправить

«Присутствие женщин-руководителей имеет большое значение, но будет очень приятно, если этих лидеров будут отмечать исключительно за их таланты и достижения, а не за пол», — сказал Клайв Хорвуд, управляющий редактор и заместитель генерального директора OMFIF.

Буллок, которая приступит к исполнению своих обязанностей в сентябре, придет на новую должность как раз под конец цикла ужесточения ставок, но это не означает, что ее задача будет легкой. Ей предстоит провести непростую реорганизацию Резервного банка Австралии, а также столкнуться с возможным недовольством из-за повышения ставок по ипотечным кредитам и критикой в СМИ. Эркан тоже должна «все исправить», и задачи перед ней стоят незавидные, напоминает Андреа Папук. Ей предстоит найти тонкий баланс между сохранением доверия глобальных инвесторов, при этом не потерять поддержку президента, чья неортодоксальная монетарная политика (он увольнял предыдущих руководителей за чрезмерное повышение ставок) привела к падению курса турецкой лиры.

Как отмечает Папук, независимо от пола, стоять во главе мирового монетарного ведомства непросто, однако любое стремление сделать женщин, которых привлекли к работе, «козлами отпущения», пока они разгребают чужой бардак из-за ошибок в политике — было бы оскорблением женщин и проявлением узкого мышления. «Хотелось бы надеяться, что мир извлек уроки из того времени, когда, например, первая женщина-премьер Австралии стала объектом женоненавистнических насмешек. Основное внимание должно уделяться тому, как выполняется работа, а не тому, кто ее выполняет», — считает она.