Сделка по продаже «Яндекса» консорциуму российских инвесторов может развалиться. Входящие в совет директоров компании иностранцы не хотят идти на нее из-за присутствия в этом пуле санкционных лиц и организаций, пишет The Bell (признано Минюстом РФ иноагентом) со ссылкой на собственные источники.

В консорциум потенциальных инвесторов входят попавшие под ограничительные меры разных стран Владимир Потанин, Алексей Мордашов, Вагит Алекперов, а также банк ВТБ. В середине мая бывший глава Счетной палаты, а теперь — советник по корпоративному развитию «Яндекса» Алексей Кудрин встречался с президентом России Владимиром Путиным и согласовал с ним список потенциальных покупателей контрольного пакета акций нового «Яндекса», который образуется в результате развода компании с ее основателем Аркадием Воложем.

Все заявки на заседании в Дубае рассмотрел совет директоров «Яндекса». После чего компания сообщила, что эти заявки будут проверены на соответствие санкционным ограничениям. С тех пор прошел месяц, но никаких новостей о предстоящем сделке нет, обращает внимание The Bell.

По словам собеседников издания, представленный консорциум инвесторов не устраивает иностранных директоров в совете «Яндекса». (их трое — Чарльз Райан, Рохье Рийниа и глава совета Джон Бойтон). Ни один иностранный фонд из числа миноритариев компании не согласится на сделку с находящимися под санкциями российскими инвесторами, им проще списать убытки, рассказал изданию один из источников.

До прошлого года «Яндекс» через голландскую Yandex N.V. контролировал траст семьи Аркадия Воложа и менеджмент компании — вместе им принадлежало чуть меньше 12% акций класса B. Этот класс является суперголосующим и дает право голосовать контрольным пакетом (51,7% акций). В прошлом году после того как Аркадий Волож попал под санкции ЕС, траст передал право управления своим пакетом совету директоров компании. Сам же бизнесмен решил не возвращаться в Россию и выйти из бизнеса, оставив себе возможность развивать несколько направлений за рубежом.

Но для «развода» «Яндексу» нужно было найти новых акционеров — тех, кто согласился бы выкупить контроль в новой российской компании, которая образуется после раздела активов. Совет директоров изначально настаивал на том, чтобы среди покупателей не было санкционных лиц и структур, за которыми скрываются чьи-то интересы. Еще одним пунктом было понятное происхождение средств.

Под критерии совета подходит только совладелец «Лукойла» Вагит Алекперов, которому удалось не попасть под санкции ЕС и США и который был готов заплатить за долю в «Яндексе» без рассрочек, дав лучшее предложение по цене. Даже обсуждалась идея продать контроль одному Вагиту Алекперову, но, во-первых, изначально предполагалось, что в результате сделки ни один из инвесторов не будет иметь экономического контроля, а, во-вторых, конфигурация сделки была одобрена президентом и поэтому могло потребоваться повторное согласование, рассказывают собеседники издания.

Как отмечает The Bell, о том, что сделка буксует, косвенно свидетельствуют и противоречивые заявления главы ВТБ Андрея Костина. В начале июня в интервью Reuters он заявил, что банк, возможно, откажется от участия в сделке, потому что оценка компании в $7 млрд кредитную организацию не устраивает. А в середине месяца он и вовсе заявил, что вместо выкупа иностранных акционеров «Яндекс» нужно передать во внешнее управление Росимуществу.