Фото: Frank Media

Сделка по продаже российским Сбербанком казахстанской «дочки» (в начале прошлого года являвшейся вторым крупнейшим банком республики) носила неденежный характер, свидетельствует отчетность покупателя, принадлежащего правительству Казахстана национального управляющего холдинга (НУК) «Байтерек». Однако она была обставлена целым рядом условий, среди которых выплата уже бывшей «дочкой» дивидендов в пользу Сбербанка, а также досрочное погашение многомиллиардного кредита Сбербанка, выданного «Сбербанк Казахстану» в апреле прошлого года.

Санкционный удар

После начала вооруженного конфликта на Украине в феврале 2022 года на российские финансовые организации обрушились санкции. «В течение марта в связи с негативными последствиями ожидания включения банка в санкционный список» из «Сбербанк Казахстан» клиенты стали выводить свои средства», — говорится в отчетности Bereke bank (такое название получил «Сбербанк Казахстан» после перехода к новому собственнику).

В начале апреля под ограничительные меры Соединенных Штатов попал Сбербанк и его казахстанская «дочка». Из-за санкций и отзыва рейтинга (у «Сбербанк Казахстан» он был на уровне «BBB-» от Fitch — FM) из кредитной организации начали отзывать займы и казахстанские финансовые организации: например, фонд развития предпринимательства «Даму» (61,9 млрд тенге были погашены деньгами, 10,3 млрд тенге — за счет переуступки прав требований), Банк развития Казахстана (5,4 млрд тенге – деньгами, 38,2 млрд тенге — за счет переуступки прав требований), Аграрная кредитная корпорация (0,1 млрд тенге – деньгами, 6,9 млрд — за счет переуступки прав требований)…

Дорогая мама

В таких условиях, чтобы поддержать ликвидность своей «дочки», российский материнский Сбербанк выдал «Сбербанк Казахстану» кредит в размере 146,4 млрд рублей (612,7 млрд тенге) под 0,75% годовых и сроком погашения – в апреле 2023 года. Кроме того, казахстанский банк, в частности, начал реализовывать свои активы: например, продал крупнейшему местному игроку — Halyk Bank – часть своего розничного портфеля (на 330 млрд тенге).

Однако кредит, выданный материнским банком казахстанской «дочке», сыграл злую шутку с последней. В связи с начавшимся укреплением рубля (с апреля по конец августа российская валюта подорожала по отношению к казахстанскому тенге почти на 40%) по показателям банка ударила валютная переоценка. На конец августа расходы из-за валютной переоценки превысили 400 млрд тенге и в итоге за восемь месяцев убыток банка составил 228,3 млрд тенге.

Покупатель платит досрочно

Уже в середине апреля Сбер начал искать покупателя на свою казахстанскую «дочку», рассказывали тогда собеседники Frank Media (FM), а управление по контролю над иностранными активами (OFAC) Минфина США, выдало лицензию на её продажу.

Уже к началу мая основным претендентом на покупку крупного казахстанского банка считался «Байтерек», говорили источники FM. Важным условием сделки тогда называлось возвращение «Сбербанком Казахстан» кредита своей материнской компании, отмечали они.

Уже 25 августа холдинг открыл депозиты в «Сбербанке Казахстан» на сумму 100 млрд тенге, свидетельствует отчетность «Байтерека» (срок погашения февраль 2024 года). А уже через несколько дней – 1 сентября – сделка по продаже банка холдингу была закрыта. В тот же день «Сбербанк Казахстан» досрочно выплатил российскому Сбербанку полученный в апреле долг. Источником средств стали собственные средства кредитной организации, а также средства, «полученные в виде заемных средств и срочных депозитов», говорится в отчетности Bereke bank.

Бесплатный банк

Согласно отчетности «Байтерека», сделка по покупке «Сбербанк Казахстан» не стоила холдингу ни копейки живых денег. Об этом же в конце марта этого года говорила глава местного регулятора финансовых рынков, Агентства по регулированию и развитию финансового рынка (АРРФР) Мадина Абылкасымова: «Государственные средства не использовались для приобретения Сбербанка. Сбербанк был холдингом «Байтерек» приобретен за счет средств самого банка» (цитата по Kapital.kz). Сам «Байтерек» признал доход от сделки в размере 30,3 млрд тенге.

Впрочем, по словам Мадины Абылкасымовой, в сделке было еще одно условие – выплата российскому Сбербанку дивидендов в размере 130 млрд тенге. Они были объявлены еще в мае прошлого года (за позапрошлый год), однако выплачены лишь в декабре, свидетельствует отчётность Bereke bank.

Уже 14 сентября «Сбербанк Казахстан» был переименован в Bereke bank. Но кредитной организации потребовалось полгода, чтобы OFAC исключил из ее из санкционного списка. «Байтерек» намеревается позже продать банк частному инвестору.

FM направили запросы в «Байтерек», Bereke bank и Сбербанк.