Управляющая компания «Первая» (бывшая «Сбер управление активами») подала иск к VK на сумму 953,3 млн рублей, следует из картотеки арбитражных дел, на которую обратил внимание РБК.

Суть иска не раскрывается, первое заседание по этому делу состоялось 31 мая 2023 года. В ходе заседания представитель УК «Первая» заявил, что VK отказался исполнять требования указа президента N430. Этот указ в июле 2022 года обязал всех эмитентов российских евробондов либо выплатить российским инвесторам долг в рублях, либо выпустить «замещающие» локальные облигации.

По словам представителя истца, VK, в отличие от других участников рынка ценных бумаг, не исполнил эти обязательства в «разумный срок». После этого УК обратилась к компании с просьбой исполнить требования в течение недели, однако в ответ VK заявил, что не является «обязанным лицом», поэтому не будет подчиняться указу президента. Компания считает, что она не должна быть ответчиком в этом споре, поскольку не является поручителем по указанному выпуску евробондов и не получала деньги от выпустившего их иностранного эмитента.

Речь идет о конвертируемыех еврооблигациях на сумму $400 млн под 1,625%, которые одна из структур VK — а именно VK Company Limited — разместила в 2020 году с погашением в 2025 году. Согласно условиям, у держателей было право на досрочное погашение, если на Лондонской фондовой бирже остановят торги глобальными депозитарными расписками VK более чем на 10 дней. В марте 2022 года эти торги были приостановлены из-за санкций и не были возобновлены до сих пор. Через месяц VK заявила, что выплатила проценты по облигациям в размере $3,25 млн, а в апреле этого года сообщила, что перечислила купонные выплаты, которые должна была уплатить 1 октября 2022 года и 1 апреля 2023 года, в Национальный расчетный депозитарий (НРД). Таким образом компания исполнила обязательства перед держателями, чьи права учитываются российскими депозитариями.

УК «Первая» уже требовала через суд выплаты по евробондам у «Вымпелкома» и Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). В первом случае УК в итоге отказалась от своих требований, поскольку находящиеся в ее доверительном управлении облигации были выкуплены. Рассмотрение дела с ГТЛК еще продолжается, однако в апреле ответчик пообещал, что планирует решить проблемы с выплатами по еврооблигациям в течение 2023 года.