Елена Речкалова, фото: Facebook

Елена Речкалова работала в банках более 20 лет, развивала розницу в «Первое ОВК», Трасте и других банках. Она рассказала Frank Media, как занялась общественной деятельностью по продвижению женщин в советы директоров российских компаний.

Почему ушла из банков. До 2012 года я была заместителем председателя правления НБ «Траст». Кейс банка — типичный пример управления компанией в эпоху «первоначального накопления капитала».

Я пришла в банк в 2004 году и итогом работы команды была успешная трансформация корпоративного банка в розничный. Сейчас, глядя на ситуацию с банком через призму иного опыта, могу утверждать, что в основе успехов Траста было то, что собственники в начале пути  проводили процесс трансформации, была создана корпоративная культура, способствующая росту, а в основе падения лежит разрушение этой корпоративной культуры, в том числе по причине совмещения акционерами функций владения и управления, отсутствия процедур профессионального корпоративного управления.

После почти 7 лет руководства успешным бизнесом я ушла из банка в состоянии глубокой депрессии, вызванной спорами с акционером за здоровье его же бизнеса и, как я сознаю сейчас, типичным профессиональным выгоранием. Мой рабочий день длился не менее 13 часов. Мне не было тяжело, потому что работа нравилась, но нужно соблюдать баланс между работой и жизнью, теперь я это понимаю. 

Условием моего ухода была обещание не работать в банках-конкурентах в течение длительного времени. Я и не искала работу около года, мне нравилось путешествовать по миру, при этом получая зарплату. Я консультировала бизнес и отказывалась от предложений, надеясь, что найду более интересный масштабный проект. Затем начался период «охлаждения розничного банкинга» и перспективы найти интересный проект резко сократились.

С чего все началось. Для приобретения компетенций в области стратегического управления я пошла учиться на программу IoD Charter Director (международный институт по подготовке независимых директоров – Frank Media). С 2015 года я входила в советы директоров совокупно восьми компаний, была членом советов директоров и ревизионных комиссий таких компаний как Шереметьево, Абсолют Банк и другие. На данный момент я вхожу в советы директоров банка Юнистрим и еще двух государственных компаний.

фото с сайта womenonboards

В результате обучения я пришла к выводу, что в России на системном уровне необходимо внедрять в деловую практику институт советов директоров. Я стала выступать на конференциях по вопросам корпоративного управления, одним из важнейших принципов которого является диверсификация состава советов директоров. В развитых странах из социальной повестки женская тема давно уже перешла в экономическую, так как на цифрах доказано, что выгодно приглашать женщин в советы директоров. Для России тема оказалось новой. 

Позиционирование «женской повестки» не как социальной, а как экономической нашло поддержку на различных уровнях. Я создала сообщество «Женщины в советах директоров», которое сейчас трансформируется в одноименную ассоциацию — она объединяет женщин-топ-менеджеров крупнейших российских компаний. 

фото со страницы Елены Речкаловой в Facebook

Чем занимается сообщество. Многочисленные независимые исследования показали, что компании с более разнообразным советам директоров достигают лучших финансовых результатов, например:

  • Компании, в состав совета директоров которых входит хотя бы одна женщина, имели среднюю рентабельность на 19% выше, чем компании без женщин-директоров, при этом финансовые показатели компаний растут при росте доли женщин в советах директоров
  • По итогам 2017 года динамика капитализации российских компаний из первой сотни с участием женщин в СД на 30-40% превышала средние темпы роста компаний без женщин в СД
  • Рост капитализации компаний со смешанным составом директоров составил в 2017 году 14%, а капитализация компаний с полностью мужскими СД снизилась на 3,8%

Опираясь на экономические аргументы, 23 страны мира ввели «мягкие» и «жесткие» квоты на представительство женщин в советах директоров в размере 30-40%.  

В России 91% позиций членов советов директоров занимают мужчины. 43% российских компаний из Топ-100 не имеют ни одной женщины в составе СД. Доля женщин в советах директоров российских публичных компаний одна из самых низких — в 3,2 раза меньше, чем в западноевропейских странах. 

Наше сообщество ставит целью распространение передовой практики корпоративного управления, которая будет способствовать разумному, устойчивому и всестороннему росту с учетом гендерного баланса.

Также в периметр нашей деятельности входят подготовка, обучение и развитие женщин для работы в советах директоров. Еще одна важная задача — добиться введения рекомендательных мер и гендерных квот на представительство женщин-профессионалов в советах директоров крупнейших компаний России.

Что мне это дает. Во-первых, заставляет постоянно учиться. Во-вторых, формирует новое мировоззрение. В-третьих, это общение с интересными харизматичными лидерами. И четвертое – радость от достигнутых результатов. Это проект государственного масштаба с правильной миссией. Я нашла очередной «голубой океан».

Автор — генеральный директор ООО «Женщины в советах директоров» Елена Речкалова