В России через какое-то время реализуется иранский сценарий бурного роста на фондовом рынке за счет средств населения, считает первый зампред Банка России Владимир Чистюхин, передают «РИА новости». Уверенность в таком сценарии чиновник выразил 19 мая, выступая на международном экономическом форуме «Россия — Исламский мир. KazanForum».

«Я верю, что через какое-то время у нас пойдет иранский сценарий в том смысле, что с большой, со значимой опорой на внутреннего инвестора — может быть, через какое-то время через привлечение внешних инвесторов — мы сумеем очень серьезно расти на фондовом рынке капитала», — сказал Чистюхин.

Свое заявление Чистюхин сделал в ответ на вопрос первого зампред правления Сбербанка Александра Ведяхина о возможности в России «иранского эффекта». Тот отметил, что биржевой индекс Ирана с 2019 года по 2020 год вырос в шесть раз за счет того, что свободная ликвидность населения, ограниченного в инвестировании за пределами государства, пошла на местный рынок.

Иран столкнулся с экономическими трудностями, вызванными введением санкций со стороны США в 2018 году. Это привело к значительному падению валюты и высокой инфляции. С начала 2023 года иранская валюта потеряла более 17% своей стоимости по отношению к доллару, а в конце февраля 2023 года установила новый рекорд, превысив 600 000 риалов за доллар. В 2015 году один доллар равнялся 32 000 реалов. По данным Всемирного банка, инфляция в Иране в 2019 году составила почти 40%, в 2020 году – 30,6%.

В 2019 году, согласно данным Тегеранской биржи, во время тяжелого экономического кризиса в Иране, в том числе происходящего на фоне конфронтации с администрацией Дональда Трампа в США, фондовый рынок стал прибежищем частного инвестора и удвоился в долларовом выражении. В следующем году его капитализация выросла еще в несколько раз, правда, в том числе за счет продажи властями на рынке бумаг госкомпаний в том числе для пополнения бюджета.

Подробнее о том, как устроен фондовый рынок Ирана вы можете почитать здесь.