• ЦБ снова вводит льготный период для банков-участников Системы быстрых платежей
  • Регулятор не будет взимать с них комиссии с 1 апреля 2020 до середины 2022 года
  • Это позволит банкам сократить расходы
Фото: pxhere

ЦБ решил снова сделать переводы между гражданами в Системе быстрых платежей (СБП) бесплатными для банков. Льготный период продлится до середины 2022 года, сообщается на сайте регулятора.

Детали.  С 1 апреля 2020 года по 30 июня 2022 года ЦБ как оператор СБП не будет взимать с банков комиссии за p2p-переводы в системе. В сообщении регулятор отметил, что эта мера позволит банкам предоставлять услуги по переводу средств бесплатно или по минимальным тарифам.

ЦБ сообщил, что продолжит следить за комиссиями банков для клиентов в СБП. «В случае если они будут завышаться и ограничивать возможности беспрепятственного перевода средств для граждан, Банк России воспользуется своим правом и установит верхний предел таких комиссий», — говорится в сообщении регулятора.

Контекст. В течение 2019 года (первый год работы СБП) ЦБ также не брал с банков комиссию за p2p-переводы. С 1 января 2020 года регулятор установил тарифы: от 5 копеек до 3 рублей в зависимости от суммы перевода, после чего некоторые банки сделали платными переводы для своих клиентов.

Юникредит Банк взимает 30 рублей за перевод, Русский Стандарт – 10 рублей, Абсолют банк – 0,5% от суммы, но не менее 15 рублей. Ак Барс, МКБ, Почта Банк и Промсвязьбанк предлагают бесплатные переводы в рамках лимитов (например, от 10 тыс. рублей).

Альфа-Банк и ряд других крупных банков оставили переводы бесплатными в СБП. Директор по цифровому бизнесу Альфа-Банка Иван Пятков написал на своей странице в Facebook, что банк «в последнее время часто спрашивают о введении тарифов на переводы в СБП». «Ответ простой — пока этот сервис мы предоставляем бесплатно. С акцентом на слово «пока», — сказано в его посте.

13 февраля, на ежегодной встрече банкиров с представителями ЦБ, организованной Ассоциацией банков России, первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова заявила о возможном обнулении комиссий по p2p-переводам в СБП. По ее словам, некоторые банки устанавливают комиссии в размере 1-1,5% от суммы, что сопоставимо с комиссиями в карточных переводах, однако большинство банков предоставляют эту услугу бесплатно, подчеркнула она.

Что говорят банкиры. Директор департамента электронного бизнеса МКБ Алексей Курзяков считает, что инициатива ЦБ окажет положительное влияние на распространение СБП на рынке p2p-переводов. Он отметил, что большинство клиентов МКБ осуществляют переводы бесплатно в рамках ежемесячного лимита, поэтому отмена комиссии не скажется на доходах банка.

В пресс-службе банка Русский Стандарт сказали, что банк готов рассмотреть отмену десятирублевого тарифа за перевод в рамках СБП.

Весь рынок ждет информацию о тарифе, который выставит Сбербанк, говорит управляющий директор Абсолют Банка Антон Павлов. «Если он будет нулевым, то мы тоже снизим тариф до минимально возможного», — добавляет он. Сбербанк обещал присоединиться к СБП до конца марта.

По словам Павлова, инициатива со стороны регулятора была ожидаема и логична: услуга переводов между гражданами в СБП нуждалась в популяризации и, конечно же, с отменой комиссий для банков она будет гораздо быстрее набирать обороты. Поскольку сервис запустился недавно, считать доходы банка рано, добавляет Павлов.

Мнение эксперта. Продление нулевых тарифов за p2p-переводы полезно для банков, считает вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков. Такая мера нужна и ЦБ, учитывая, что объемы переводов через СБП растут не слишком быстро. «Те банки, которые планировали ввести комиссии за такие переводы, скорее всего воздержатся от подобного шага», — говорит Войлуков.

По его словам, расходы банков на осуществление данной услуги минимальны, а доходы слишком малы, поэтому они могут позволить себе оставить комиссии нулевыми. Для банков это будет и правильным политическим шагом – они исполнят рекомендации регулятора. Те банки, которые уже ввели комиссии, посмотрят на поведение клиентов и дальнейшие рекомендации ЦБ перед тем, как предпринимать какие-либо действия, считает Войлуков.

Зачем вам об этом знать. Новый льготный период позволит банкам сократить свои расходы, а также повысить лояльность клиентов через установление минимальных или даже бесплатных тарифов.