ВТБ готовится к развороту в сторону массового сегмента (клиенты с доходами до 40 тысяч рублей в месяц) в розничном бизнесе в 2024 году, следует из слов зампреда правления госбанка Анатолия Печатникова.

«Мы запускаем новые форматы кредитования (кредиты на малые суммы), целевые программы для семей с детьми и пенсионеров. Будем развивать рассрочки (BNPL), кредиты до зарплаты, сберегательные продукты для массового сегмента». — перечисляет он. Группа тестирует спрос и готовится работать с новой аудиторией на уровне всех банков группы — прежде всего РНКБ и «Открытия». Это будет предусмотрено в новой стратегии группы, указал он.

Разворот в сторону новой аудитории он связывает с тем, что в группе видят серьезный потенциал роста в этой сфере, так как по состоятельному сегменту рыночная доля ВТБ уже больше 30% (это оценка числа активных клиентов среди банкиризированного населения — FM): «Там объективно есть предел роста».

ВТБ потенциально охватывает более 50 млн населения России, преимущественно – в городах с населением от 100 тысяч человек, указывает Печатников, в других населенных пунктах группа представлена меньше, поэтому рыночная доля в массовом сегменте сейчас около 7%. В планах группы увеличить ее до 25%. С массовой аудиторией работает преимущественно «Почта Банк», где по ранее доступным данным ВТБ владел 49,99% акций, в группу банк не входит.

Пока предложения будут адресованы преимущественно нашим существующим клиентам. Хотя у нас сейчас небольшая рыночная доля в массовом сегменте, эта аудитория – миллионы человек. Кредиты обычно не являются продуктом для перехода новых клиентов в банк (new to bank), либо это очень дорогостоящее привлечение. Продукт, который будет стимулировать клиентов приходить в ВТБ, точно будет некредитный – это будет либо зарплатное предложение, либо транзакционное предложение, стимулирующее перевод зачислений на нашу карту.

зампред правления ВТБ Анатолий Печатников