По итогам января-марта 2023 года на онлайн-площадках по продаже банками просроченной задолженности было выставлено 202,2 тысяч долгов на сумму 32,6 млрд рублей. Их объем в денежном выражении вырос на 6,5% год к году, при этом в количественном выражении сократился практически на 8%, следует из данных онлайн-аукциона Debex, на которые ссылается «Коммерсант».

Среди долгов, предложенных для покупки на онлайн-аукционах за первый квартал этого года, выросла доля просрочки по тем из них, которые были выданы в период пандемии. Так, на них пришлось 24% (рост на 5 п. п. год к году) от общего объема предложения , а также 32% (рост на 17 п. п.) от числа сделок, следует из данных Debex. «Политика банков подразумевает в целом, что продажа долгов осуществляется в среднем после двух лет нахождения в просрочке. В беспрецедентный же период пандемии заемщики практически одновременно вышли в просрочку и как раз сейчас, по истечении трех лет, эти займы уходят в коллекторские агентства»,— пояснил в разговоре с «Коммерсантом» директор департамента по работе с просроченной задолженностью Росбанка Евгений Сеньковский. 

К середине апреля сделки по покупке банковских долгов закрываются по цене 9,5–11% от суммы задолженности, рассказал генеральный директор ID Collect Александр Васильев. «Покупательская активность участников рынка восстановилась: за период простоя в 2022 году у них аккумулировалось значительное количество свободных средств, и сейчас эти инвестиции раскачали ценники», — пояснил он. При этом некоторые участники коллекторского рынка все же прогнозируют уровень цены чуть выше 6% — на 3 п. п. ниже, чем в прошлом году, отмечает управляющий директор ПКБ Павел Михмель.

В течение этого года предложения просрочки на рынке продолжат расти, уверены в Debex. До его конца объем предложения на рынке увеличится на 10% — до 297 млрд рублей, объем закрытых сделок вырастет на 19%, до 249 млрд рублей, рассказал Михмель. Кроме того, как отметил руководитель ЭТП «Рынок долгов» Денис Белкин, банки будут предлагать более «молодую» задолженность, что также приведет к росту объемов предложения. В прошлом же году продавцы, поясняет Белкин, придерживали «молодые» долги из-за неопределенной финансовой ситуации и продавали «старые», менее перспективные ко взысканию задолженности.