Около десятка инвесторов, в том числе иностранных фондов, обратились в Арбитражный суд Москвы с требованиями обязать Ситибанк, Газпромбанк и Райффайзенбанк провести принудительную конвертацию депозитарных расписок (DR) на ценные бумаги ряда российских эмитентов, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на картотеку суда. Как рассказал агентству представитель одного из заявителей, основанием для отказа в конвертации стали формальные претензии к оформлению и переводу документов.

Прибегнуть к судебной процедуре пришлось уже как минимум десяти инвесторам, свидетельствует картотека арбитражных дел. В ней содержатся сведения об 11 исках к Ситибанку, о двух к Газпромбанку и трех к Райффайзенбанку. Заявления поданы в январе-марте 2023 года.

В частности, компания с Каймановых островов Daher Capital Ltd. требует обязать Ситибанк осуществить конвертацию 99,4 млн DR «Фосагро» и 50 тысяч расписок «ЛУКОЙЛа». Провести обмен 404 млн расписок «ЛУКОЙЛа» также просит Western Gate Group Ltd. из Объединенных Арабских Эмиратов. Эта же компания требует от ГПБ «осуществить конвертацию депозитарных расписок в акции и зачислить акции на счет» (количество и эмитент бумаг не называются), от Райффайзенбанка — конвертировать 60 тысяч депозитарных расписок «Магнита», а также перевести учет акций Сбербанка.

Требование Serendipity Fund Ltd. с Британских Виргинских островов касается 8 тысяч расписок «ЛУКОЙЛа». Еще один истец — Илдар Губаев — от Ситибанка хочет добиться отмены решений о невозможности принятия к исполнению заявления о принудительной конвертации почти 18 млн депозитарных расписок «ЛУКОЙЛа», а также о принудительном переводе учета прав на 211,9 млн обыкновенных акций «Роснефти». У Губаева также есть иск к ГПБ, но суть требований в материалах дела не конкретизируется.

Истцами, как правило, выступают инвестиционные фонды с крупными активами, рассказал «Интерфаксу» представитель ряда заявителей, подавших иски к Ситибанку. По его словам, есть еще инвесторы, которые только планируют подобные действия.

Между заявителями и Ситибанком нет спора о количестве заявленных к конвертации расписок и об их принадлежности, отмечает собеседник агентства. По его словам, отказ в конвертации связан с формальными претензиями к оформлению заявок и документов, из-за которых банк якобы не смог идентифицировать клиента.

Собеседник «Интерфакса» допускает, что отказы в том числе могут быть связаны с планами Ситибанка прекратить обслуживание корпоративных клиентов. О таком намерении осенью 2022 года сообщала материнская структура – Citigroup.

После резкого обвала стоимости DR отечественных компаний на американских и лондонской биржах из-за начала российской военной операции на Украине, введения в ответ санкций США, Великобритании и ЕС и последующей остановки торгов в марте 2022 года инвесторы получили возможность обменять расписки на локальные акции, напоминает «Интерфакс». Принятый в июле 2022 года ФЗ-319 предусмотрел автоматическую конвертацию бумаг, если права на них учитываются в российских депозитариях, и принудительную — по заявлению держателя, если бумаги учтены в иностранной инфраструктуре. Также этот закон разрешил инвесторам принудительно перевести учет бумаг в российскую юрисдикцию, если зарубежный депозитарий препятствует проведению операций с такими ценными бумагами.

Соответствующие заявки российские депозитарии принимали до 10 ноября 2022 года, а потом в течение 10 рабочих дней были обязаны выполнить требования. Отказать они были вправе в двух случаях: при наличии обоснованных сомнений в полноте и достоверности сведений в заявлении, а также если получат заявки на большее количество бумаг, чем учтено на счете. В таком случае инвесторам придется обращаться в суд, объяснял при принятии закона летом 2022 года первый зампред ЦБ РФ Владимир Чистюхин.