Доля участия частных инвесторов в первичных размещениях облигаций в 2022 году сократилась из-за того, что многие эмитенты закрыли информацию о своей компании и ее финансовых результатах, заявила директор департамент по работе с эмитентами Московской биржи Наталья Логинова. По ее словам, если ранее частные инвесторы выкупали почти четверть таких размещений, то сейчас речь идет о доле в около 10%. 

Как заявила Наталья Логинова, проблема раскрытия информации российскими эмитентами отражается не только на рынке акций, но и на рынке облигаций. Если компания задумалась о выходе на биржевой рынок бондов, то она может разместить их с проспектом эмиссии (где расскажет о своем бизнесе и его развитии) или выйти на рынок без проспекта, но тогда эти облигации сможет купить более узкий круг инвесторов. Например, облигации без проспекта могут быть включены только в третий уровень листинга, а порог участия в первичном размещении для частного инвестора повышается до 1,4 млн рублей.

«В 2022 году российские компании ограничили объём раскрываемой о себе информации, но тем не менее продолжали выходить на рынок. Они выбрали путь выходить на рынок без проспекта, тем самым ограничив круг потенциальных инвесторов инвесторами с большими кошельками — теми, кто может проинвестировать 1,4 млн рублей в одну бумагу», — пояснила она в ходе «Российского форума по финансовой грамотности «Просто капитал».

«Это мы моментально заметили на статистике. Если в прошлом году доля частных инвесторов на рынке облигаций почти достигла четверти. То есть вот эти доходные инструменты были доступны физикам и четверть из них уже выходила на первичный рынок. В прошлом году аппетиты у частных инвесторов не уменьшились, но мы увидели, что доля их участия в первичных размещениях 10%, потому что у многих из них нет в кармане 1,4 млн рублей, чтобы купить интересующую его бумагу — юаневую или какую-либо еще», — добавила она. 

Компании сами ограничили возможность частным инвесторам заработать на рынке, считает Наталья Логинова. «Мы же говорим про доверие частных инвесторов. Они хотят заработать, но они не могут зайти в эту бумагу, потому что она стоит 1,4 млн рублей, так как компания приняла решение не раскрываться. И это обратная спираль, которая не повышает доверие рынка», — сетует представитель Мосбиржи.