Фото: кадр из шоу «Русские норм!»

О том, что руководство Центробанка не согласовало management buyout (MBO) «Тинькофф банка», который входит в одноименную группу, рассказал бывший владелец банка Олег Тиньков в интервью основательнице The Bell Елизавете Осетинской (признана иноагентом в России). Из его слов следует, что выкупить долю в банке ему предлагали несколько топ-менеджеров: экс-президент группы «Тинькофф» Оливер Хьюз, предправления «Тинькофф банка» Станислав Близнюк и вице-президент по IT Вячеслав Цыганов.

Однако весной 2022 года, по словам Тинькова, такую конфигурацию сделки не согласовал ЦБ во главе с Эльвирой Набиуллиной, так как команда хотела выкупить пакет акций Тинькова и его семьи на заемные средства. Frank Media направили вопрос об этом представителю банка.

Они хотели у меня купить [долю в группе], но я им не продал, а продал Потанину, они там стали обижаться. Но «не по Сеньке шапка». Как лохи что-то купят? У них нет таких денег. Хотели какие-то долги… с рынка чего-то насобирать, какие-то конструкции… Но и Набиуллина была против. Она сказала: «Олег Юрьевич, нам будет тяжело согласовать такую сделку. С Владимиром Олеговичем сделка нас устроит». Там же важно, кто собственник банка. Откуда у них деньги? Банки нужно покупать за капитал, банки нельзя покупать за долг по законодательству. У Потанина есть деньги. А у Хьюза, Близнюка, Цыганова, Петрова — нет, у них были деньги, и немаленькие, но таких не было.

основатель Тинькофф-банка Олег Тиньков

Ранее в 2022 году после продажи доли в группе Frank Media спрашивали Тинькова, действительно ли менеджеры предлагали ему buy out. Однако в телефонном разговоре он заявил, что не помнит этого, так как было слишком много желающих купить его долю.

Источник, близкий к руководству Центробанка, подтвердил, что была группа из нескольких топ-менеджеров и они обращались за согласованием в ЦБ и Минфин, однако не получили согласия. «От команды пытался получить одобрение Близнюк. Однако Минфин и ЦБ были против продажи банка на заемные деньги. Мы еще шутили, что они [топ-менеджеры], видимо, потребкредит в самом же «Тинькофф» и возьмут. Плюс сыграли роль антивоенные выступления Тинькова. — рассказал он. — Одобрять сделку опасались еще и потому, что средства, вырученные от продажи, он мог потратить на поддержку украинской стороны [военного конфликта]. Никто не хотел нести ответственность за решение».

Топ-менеджмент договаривался с Тиньковым, и поэтому, когда оказалось, что актив уходит Потанину, они были очень удивлены, знает один из знакомых Близнюка. «Олег их не предупредил о том, что принял решение продать долю Потанину. Они не очень понимали, как эта сделка согласовывалась», — указывает собеседник Frank Media. Хотя история с management buyout была бы в целом более красивой историей для рынка, чем концентрация активов в одних руках (до покупки «Тинькофф» Потанин консолидировал 100% акций Росбанка -FM), считает он.

Олег Тиньков был бессменным владельцем банка и группы, которым дал свою фамилию. Он основал TCS Group в 2006 году, купив небольшой Химмашбанк. Бумаги компании, которая за эти годы превратилась в полноценную экосистему, торгуются на LSE и Мосбирже. В состав TCS Group входят: «Тинькофф банк», виртуальный мобильный оператор, страховщик, УК и брокер и пр. Выручка TCS Group по МСФО в 2021 году составила почти 274 млрд рублей, а чистая прибыль — 63 млрд рублей. «Тинькофф банк» по итогам 2021 года занимал 13-е место по активам среди российских банков, он входит в число системообразующих кредитных организаций.

Слухи о том, что Тиньков продает бизнес в России усилились после того как он публично осудил начало военного конфликта на Украине, инициированного Россией. По словам Тинькова, после его выступлений «с руководителями банка связались люди из администрации президента и пригрозили национализировать банк, если он не разорвет связи с ним». Вскоре после этого появилась информация, что он ведет переговоры о продаже оформленной на семейный траст доли TCS Group. 28 апреля 2022 года группа «Интеррос» заявила о покупке доли семьи Тиньковых.

В мае Тиньков в интервью New York Times сравнил сделку с «отчаянной распродажей», а также заявил, что не мог обсуждать цену и был вынужден продать банк из-за своих выступлений «за копейки» — за 3% от «справедливой стоимости». Правда, нашел в себе силы поблагодарить Потанина за то, что тот позволил ему выручить «хоть какие-то деньги от продажи».

На момент подготовки материала Олег Тиньков был недоступен для комментария. Центробанк работу действующих банков не комментирует.