Банк ВТБ подтвердил, что сделал иностранным банкам предложение обменять их российские активы на активы группы ВТБ зарубежом. «Мы такое предложение сделали, мы готовы обменять наши активы на активы иностранных банков в России», заявил глава ВТБ Андрей Костин в интервью «Ведомостям».  

Еще в апреле источники Frank Media рассказывали, что госбанк может сделать обмен кредитами с крупными европейскими банковскими группами: он ведет переговоры с Unicredit, Societe Generale и Deutsche bank. В частности, речь может идти и о кредитах европейских банков, выданных качественным российским компаниям. 

«Заметьте, у зарубежных компаний есть возможность выйти из активов, а у нас их просто украли. Например, наш банк в Германии. Говорят, можете продать свой актив, но вырученные за это деньги – а это порядка 3 млрд евро, будут заморожены, пока санкции не снимут. А когда их снимут и снимут ли, никто не знает», — сетует в интервью изданию  Андрей Костин. 

По его словам, интерес обменяться активами у западных банков есть, «сделать это пока не дает политическое руководство Европейского союза».

Российский ВТБ и его некоторые «дочки» попали под блокирующие санкции США, Евросоюза и других стран. Однако его банк в Европе — VTB Bank Europe — в список ограничений включен не был. При этом, контроль над европейской «дочкой» российский госбанк сейчас потерял.

Как сообщалось ранее, немецкий регулятор — Федеральное управление финансовым надзором Германии (BaFin) в апреле запретило использование материнским банком ВТБ права голоса в его европейской «дочке» VTB Bank (Europe). Таким образом, регулятор отмечал, что ВТБ теперь не имеет контроля над VTB Bank (Europe) и не может распоряжаться его финансовыми активами или экономическими ресурсами.

Однако регулятор тогда подчеркивал, что операционная деятельность банка практически не подверглась изменениям. Вкладчики могут свободно распоряжаться своими деньгами на счетах банка, а заемщики – продолжать обслуживать свои кредиты в банке. Сам же VTB Bank (Europe) продолжает обслуживать свои кредиты, если его заимодавцы сами не попали под действие ограничительных мер. 

«У нас был банк в Германии, отлично работающий банк, который в состоянии рассчитаться по всем своим обязательствам, вернуть все свои активы. Нас отстранили от управления, поставили своего управляющего, и говорят — ну вот сейчас банк расплатится со всеми, а потом вы можете даже продать свой банк, только деньги вам все равно не вернут: их просто заморозят на счетах», — жаловался раньше Андрей Костин в интервью «Интерфаксу».