Мошенники начали массово создавать сайты, похожие на порталы уходящих из России иностранных компаний. Число сайтов, маскирующихся под зарубежные бренды, за первое полугодие 2022 года выросло в пять раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Group-IB. Мошенники полностью копируют корпоративный стиль бренда и предлагают на них заказать недоступные в магазинах товары, собирают деньги с невнимательных пользователей и пропадают.

По оценке компании, для привлечения внимания жертв злоумышленники используют уже более двух тысяч мировых брендов и торговых марок компаний из сферы онлайн-ритейла, телекоммуникаций, сферы услуг, банковского сектора и так далее. В конце 2021 года их было всего 120. Ежемесячные потери пользователей от подобного мошенничества в мире Group-IB оценивает в $80 млн или 5,9 млрд рублей.

Среди таких фейковых сайтов, например, можно выделить порталы с виртуальными картами оплаты в AppStore и PlayStation Store или покупкой доступов к сервисам Spotify Premium, Pornhub, а также товаров, например IKEA, отмечают эксперты Group-IB.

По данным Роскомнадзора, за первое полугодие было удалено и заблокировано более 4 тысяч мошеннических ресурсов. К тому же Минцифры планирует ввести систему мониторинга фишинга в промышленную эксплуатацию до конца лета.

Владелец бренд-агентства Kaufman Станислав Кауфман считает, что со временем ситуация стабилизируется, однако гражданам стоит научиться отличать новых поставщиков, ввозящих товары вполне официально, но не в качестве представителей брендов, от мошенников. Поэтому новым поставщикам стоит налаживать каналы продаж через зарекомендовавшие себя маркетплейсы, а не открывать новые платформы, советует он.