Центробанк собирается ослаблять ограничения в плане раскрытия финансовыми организациями своей отчетности в два этапа: на первом этапе таким организациям ЦБ даст право публиковать свои результаты при соблюдении требований к их раскрытию, а на втором — сделает это обязанностью, следует из документа регулятора «Финансовый рынок: новые задачи в современных условиях». Однако ЦБ собирается запустить этот процесс с учетом минимизации всех рисков введения санкций.

При этом в документе отмечается, что особого внимания требует раскрытие информации по МСФО. Хотя Банк России выступает за максимальную прозрачность и доступность данных, все же информация о бенефициарах, собственниках, контролирующих лицах финорганизаций и структуре холдингов наиболее подвержена санкционным рискам, и поэтому «на обозримом горизонте ее раскрытие не рассматривается». Регулятор добавляет, что в целях надзора вся информация предоставляется компаниями в Банк России.

В документе также отмечается, что регуляторные послабления для банков и акционерных обществ позволяют пройти острую фазу кризиса, но не могут сохраняться долго в силу искажений, неэффективного распределения финансовых ресурсов и накопления чрезмерных рисков финорганизаций. Это, по мнению ЦБ, может привести к созданию угрозы финансовой стабильности.

«Без публикации отчетности невозможна нормальная работа финансового рынка, принятие обоснованных решений в отношении финансовых посредников инвесторами, вкладчиками, клиентами и контрагентами».

Глава ЦБ Эльвира Набиуллина на пресс-конференции в конце июля заявляла о том, что прорабатывается вопрос о формате и сроках раскрытия банками своей отчетности. Председатель регулятора добавила, что «банки должны быть прозрачны для своих клиентов, вкладчиков, партнеров». Причем результаты банков за первое полугодие, которые оказались в целом лучше ожиданий регулятора несмотря на кризисный период, позволяют выходить из послаблений. «Не из всех сразу, но постепенно», — добавила глава ЦБ.

Ранее в феврале-марте ЦБ запретил банкам публиковать финансовую отчетность, а акционерным обществам было разрешено не публиковать ее по собственному усмотрению. Регулятор мотивировал свое решение защитой финансовых и нефинансовых организаций от санкционных рисков.